В обсуждении какого-то из предыдущих постов я уже ссылалась на забавную картинку Джонатана Хайдта, а теперь добралась и до самóй
его книжки, где он рассказывает о своих исследованиях морали методами экспериментальной науки. Понятно, что его подход - описательный, а не нормативный: его интересует, какими моральными принципами люди реально
(
Read more... )
Comments 24
погодите, а кто эксперт? кто "взвешивает"?
по мне мораль - слишком субъективно-умозрительная придумка и анализ ее малопродуктивен.
разве есть эталон? с чем соотносить моральность или аморальность?
скорее прав персонаж чуриковой из "мюнхгаузена" - правда это то, что в данный момент считается правдой.
примерно так и про "моральность" мыслей или действий
Reply
Reply
Reply
Для меня же самым неожиданным было то, что он понимает под моралью вовсе не то, что я. Вернее, это как раз и выяснилось в результате его исследований: что люди осуждают как аморальные даже такие действия, которые с их собственной точки зрения никому не приносят вреда. Следовательно, делает вывод Хайдт, мораль - это что-то другое, а именно - комбинация тех самых шести факторов.
Reply
Социумы развиваются параллельно -- поэтому и мораль в них схожа, но и социумы всё же индивидуальны -- потому и мораль их всё же в каких-то пределах вариабельна.
Если рассматривать мораль с такой -- эволюционно-социальной стороны, то и три последних (из пяти) пунктов вполне вписываются в схему.
А свобода добавляется шестым пунктом тогда, когда социумы перерастают свои границы.
В наше время глобализации, когда появляется всё больше людей мира, вполне естественно, что вместо шести моральных пунктов остаётся только три.
Reply
А какие именно? И почему же отпадают другие в результате глобализации? (Не совсем поняла Вашу мысль).
Я-то вообще не вижу особого смысла в выделении этих многих пунктов - переписала основной текст в надежде, что теперь мне удалось изложить свою мысль более ясно.
Reply
Выпадают лояльность к своей группе, субординация и стремление к ритуальной чистоте.
Так это же естественно -- роль государств всё более снижается, соответственно, общество становится всё более сетевым и анархичным -- какие группы и иерархии.
Ну а ритуальная чистота для меня, вообще-то, пустой звук -- я даже не очень представляю, что него вкладывается.
Но так-то вы правы -- "Только полезное действие закрепляется в культуре как моральное". Но я уточню -- полезное именно для общества.
Reply
Сам Хайдт пишет о них, как наиболее универсальных, но мысли о том, что они исчезнут с прогрессом общества у него, кажется, нет.
"ритуальная чистота"
Этот фактор Хайдт действительно определяет наименее внятно. В качестве примера он приводит наш запрет на поедание человеческих трупов - даже и стерилизованных. Исходно он возник, очевидно, для предотвращения распространения болезней, но впоследствии приобрел отвлеченное символическое значение.
Хайдт полагает, что вот эта способность создавать символы (как запреты, так и предметы поклонения) играет принципиальную роль в формировании человеческого общества.
"уточню -- полезное именно для общества"
Да, и Хайдт много об этом пишет. В частности о том, что западный тип общества - с его ориентацией на личность, индивидуум - вообще говоря, исключение в истории. И о том, как разные типы общества порождают разную мораль.
Reply
Видите, это смотря с какой строны вы находитсь в следующей ситауации
"Плюнешь в морду, драться лезет"
Если с одной, то тогда конечно. А вот если с другой, то возможны варианты.
Reply
Reply
Reply
Reply
Вы написали, что "не согласны" съ Хайдтомъ въ интерпретацiи того, что такое мораль. Но это не вопросъ науки - это вопросъ политики и философiи.
Reply
Reply
Я не понимаю, что вы здѣсь имѣете въ виду. Хайдтъ выявилъ шесть пунктовъ оцѣнки, по каждому пункту у насъ возникаетъ чувство "хорошо-плохо", и Хайдтъ показалъ, что всѣ наши моральныя разсужденiя опредѣляются этими пунктами. Теперь Вы говорите, что эти шесть пунктовъ "сводятся къ системѣ оцѣнокъ". Что значитъ "сводятся"? Эти шесть пунктовъ оцѣнки можно замѣнить какими-то другими пунктами? Или эти шесть пунктовъ можно вывести какъ слѣдствiе какихъ-то другихъ? Не понялъ, въ чемъ именно вы не согласны съ Хайдтомъ въ отношенiи этихъ шести моральныхъ чувствъ.
Reply
А то, чем занимается Хайдт - это выяснение причин, по которым мы присваиваем тому или иному действию то или иное значение по этой шкале "хорошо-плохо". А Вам кажется, что такой простой шкалы недостаточно? Что моральная система обязательно должна быть многомерной?
Да, и как Вы относитесь к идее, что либералы, в конечном счете - это те, кто полагает, что в человеческой природе преобладает добро, а консерваторы - кто думает наоборот?
Reply
Leave a comment