Токмо волею пославшей мя

Jun 09, 2012 10:55



Благодаря успехам нейрофизиологии пропасть между «физиками» и «лириками», или, иными словами, между естественными науками и гуманитарным знанием в наше время уже не та, что была раньше, но все же до полной поверки алгеброй гармонии еще весьма далеко. Один из самых крепких орешков - проблема свободы воли. С одной стороны, ответственность индивидуума ( Read more... )

свобода

Leave a comment

nebos_avos August 14 2013, 18:47:59 UTC
"Один из самых крепких орешков - проблема свободы воли".

Неча его и разгрызать - проблема эта не научная. У Канта о том сказано довольно ясно: свобода "находится" по ту сторону физической причинности.

Reply

egovoru August 15 2013, 00:47:36 UTC
"проблема эта не научная"

Смотря как ее сформулировать. Поскольку свобода воли - вполне определенное субъективное ощущение, то выяснение, что при этом происходит в нашем мозгу - на мой взгляд, вполне корректно поставленная задача. Другое дело, что реально подобраться к ее решению очень трудно - ведь нельзя же подкручивать по очереди все винтики в голове у испытуемого и спрашивать его, по-прежнему ли он чувствует свою свободу воли?..

Reply

nebos_avos August 15 2013, 08:10:10 UTC
Допустим, психическое состояние однозначно связано с нейрофизиологическим. Но дело в том, что вера в свободу воли - феномен не психический а ментальный. А второй к первому не сводится.

Reply

egovoru August 15 2013, 11:08:35 UTC
"А второй к первому не сводится."

Наверное, согласна с Вами. Именно поэтому и думаю, что не имеет принципиального значения так называемая "иллюзорность" свободы воли.

Reply

В огороде бузина... verum_corpus February 12 2014, 15:06:40 UTC
Слушайте, даже анализ программного обеспечения Windows не имеет ничего общего с изучением винтиков (элементов) моего компьютера (и вообще его проще производить на бумаге, читая глазами исходный код). С какого же, простите, бодуна проблемы психического или разумного предмета должны пересекаться с какой-то физиологической слизью в голове? Конечно, изучение мозгов может иметь смысл для помощи больным людям, но для здоровых людей оно решительно не обещает никакой пользы.

Reply

Re: В огороде бузина... egovoru February 13 2014, 00:06:32 UTC
"для здоровых людей оно решительно не обещает никакой пользы"

А как, позвольте спросить, провести границу между больным и здоровым?

Reply

Re: В огороде бузина... verum_corpus February 13 2014, 15:20:31 UTC
В том-то и дело, что наука здесь бессильна - в отличие от сифилиса, определить наличие (или отсутствие) душевной болезни объективным образом нет способа. Именно по этой причине так болезненны вопросы принудительного использования психиатрии, как к взрослым http://www.ichkeria.info/index.php/protection-of-rights/12156-psikhiatricheskij-plevok-v-litso-chechenskogo-naroda, так и к детям http://cchr-president.livejournal.com/18503.html [с детьми в этой области вообще всё ужасно, как при Гитлере, потому что ребёнок не может сам выдать юристу доверенность, чтобы тот его защищал]. Дело в том, что если бы судьи у нас были честными, то психиатры не смогли бы запихнуть в больницы абсолютное большинство тех, кого они сейчас туда в РФ запихивают, так как доказать свои диагнозы в суде (по правилам доказывания, как в уголовном процессе) они не ( ... )

Reply

Re: В огороде бузина... egovoru February 14 2014, 00:18:52 UTC
Спасибо за ссылки. Я согласна с Вами, что определение границы психологической патологии - задача весьма непростая. Но не означает ли это, что и границу полезности нейрофизиологических нельзя провести?

Reply

Re: В огороде бузина... verum_corpus February 14 2014, 15:18:20 UTC
У нас этим занималась Бехтерева, и это было примерно то, чем занимались нацистские врачи (Менгеле). Она всё пробивала в ЦК разрешение лечить душевные недуги путём хирургических операций на мозге (и даже без этого разрешения ухитрилась большое число таких операций осуществить). Думаю, излишне объяснять, как я к этому отношусь.
Кстати, в этой же связи. Я с детства знал, что в Сухуми есть обезьянник, но лишь недавно случайно узнал, что это была советская программа - скрестить обезьяну и человека, и там много лет такими чудовищными вещами занимались.

Reply

Re: В огороде бузина... egovoru February 15 2014, 14:04:32 UTC
Боюсь, что медицина вообще, а не только психиатрия, развивается через серьезные тернии - взять, например, весьма распространенную некогда практику пускания крови как средства от всех болезней.

Но развитие науки, конечно, позволяет в некоторых случаях избежать необходимости действовать методом проб и ошибок и таким образом уменьшить количество жертв на пути отыскания новых способов лечения.

Вересаев в "Записках врача" очень хорошо сформулировал эти проблемы медицины. Правда, он рассматривает их на дугом примере - трудности обучения молодых врачей, которым страшно доверить пациента, но, если этого не делать, то они никогда не научатся.

Reply

Re: В огороде бузина... verum_corpus February 15 2014, 14:32:44 UTC
Я как-то не смотрю на Менгеле и Бехтереву, как на медиков...

По поводу последнего - когда Сократу сообщили, что один из его слушателей, художник, сделался врачом, он заметил, что до сих пор его ошибки были всем видны, а теперь он станет прятать их в земле...

Reply

Re: В огороде бузина... egovoru February 15 2014, 14:45:03 UTC
Садисты, к сожалению, среди представителей человеческого рода тоже попадаются, но мне показалось, что у Вас прозучала и некая подозрительность к собственно врачебной деятельности.

Reply

Re: В огороде бузина... verum_corpus February 15 2014, 15:24:19 UTC
Скорее у Сократа)).
О медицине много писал Ivan Illich, кое-что переведено.

Ещё когда-то была в США такая синдикативная колонка "The people's doctor", её вёл др.Роберт Мендельсон.

Кстати, Иллич как раз написал статью о том, что вода - это не H2O (о чём мы с Вами успели поговорить).

Reply

Re: В огороде бузина... egovoru February 15 2014, 15:39:14 UTC
"О медицине много писал Ivan Illich"

Этого автора я никогда не читала. Согласно Вики, его Medical Nemesis - это, в общем-то, просто предупреждение, что лечение часто имеет побочные эффекты. Осознание этого, конечно, полезно, но ведь из двух зол приходится выбирать меньшее.

Reply

Re: В огороде бузина... verum_corpus February 15 2014, 15:44:34 UTC
В общем-то довольно известная личность. Католический священник из Хорватии (если не ошибаюсь, иезуит). Если хотите, кину вам пару ссылок на русские переводы.

Reply

Re: В огороде бузина... egovoru February 15 2014, 15:59:07 UTC
Имя мне такое известно, но собственно книг я никогда не читала. А Вы рекомендуете?

Reply


Leave a comment

Up