Мне знакомо отчаяние, охватившее Уинстона Смита, когда он внезапно осознал, как трудно понять правду о прошлом. «Через двадцать лет, размышлял он, великий и простой вопрос «Лучше ли жилось до революции?» - окончательно станет неразрешимым. Да и сейчас он, в сущности, неразрешим: случайные свидетели старого мира не способны сравнить одну эпоху с
(
Read more... )
Коллингвую был похоже один из первых, кто ввел в рассморение изменение парадигмы (причем задолго до Куна, правда в другой терминологии). Его ключевым понятием было абсолютная предпосылка (предмет метафизики по Коллингвуду). Одно общество от другого отличает набор абсолютных предпосылок. Изменение абсолютных предпосылок (метафизики) приводит к революционным скачкам в развитии общества.
Интересно отметить, что Коллингвуд отличал прогрессивную и консервативную метафизику.
Коротко:
http://blog.rudnyi.ru/ru/2013/03/metafizika-kak-obratnaya-zadacha.html
Также у Коллингвуда есть очень интересный анализ причинности, который позволяет взглянуть на природу свободы воли совершенно с другой стороны. Причинность по Коллингвуду также принадлежит к абсолютным предпосылкам. Скажем, общество, где свобода воли будет исключена из абсолютных предпосылок будет выглядеть совершенно по другому.
Reply
Например, такой пассаж:
"To the historian, the activities whose history he is studying are not spectacles to be watched, but experiences to be lived through in his own mind; they are objective, or known to him, only because they are also subjective, or activities of his own".
Reply
Исторический факт выступает формально как внешнее поведение. Однако для Коллингвуда это недостаточно и он по всей видимости хочет выйти за рамки бихевиоризма.
Я слышал про Коллингвуда в лекциях Maarten Hoenen (доступно как mp3), но у Maarten Hoenen в основном были идеи из An Essay on Metaphysics.
Reply
"So far as man's conduct is determined by what may be called his animal nature, his impulses and appetites, it is non-historical ; the process of those activities is a natural process. Thus, the historian is not interested in the fact that men eat and sleep and make love and thus satisfy their natural appetites ; but he is interested in the social customs which they create by their thought as a framework within which these appetites find satisfaction in ways sanctioned by convention and morality".
Так что атмосфера его как раз совершенно не интересует; он не полагает ее предметом истории. Соответственно, он не задается вопросом, что именно ели и пили люди прошлого, а только - что они думали, и, как я уже сказала, его способ понять это - это самому продумать их мысли. Как именно этого достичь, и по каким параметрам судить, достиг ли ты этого, он не разбирает - надо думать, для него это очевидно.
Reply
"he is interested in the social customs which they create by their thought as a framework within which these appetites find satisfaction in ways sanctioned by convention and morality"
По-моему, именно это можно назвать исторической атмосферой. Не "Оно", не "Я", а именно историческое "Мы" (которое можно расшифровать, найдя набор абсолютных предпосылок того времени). Из моего предыдущего ответа пожалуй надо убрать ощущения. Коллингвуд недолюбливал когда психологи претендовали на понимание мышления, у него есть интересные пассажи по этому поводу.
Вот, к слову сказать, одна цитата по поводу причинности, когда Коллингвуд описывает принятие решением самим человеком:
p. 294-295 “A man is said to act ‘on his own responsibility’ or ‘on his sole responsibility’ when (1) his knowledge or belief about the situation in not dependent on information or persuasion from any one else, and (2) his intentions or purposes are similarly independent. In this case (the case in which a man is ordinarily said to exhibit ‘initiative’) his action is not uncaused. It still has both a causa guod and a causa ut. But because he has done it for himself, unaided, the double work of envisaging the situation and forming the intention, which in the alternative case another man (who is therefore said to cause his action) had done for him, he can now be said to cause his own action as well as to do it. If he invariably acted in that way the total complex of his activities could be called self-causing (causa sui); an expression which refers to absence of persuasion or inducement on the part of another, and is hence quite intelligible and significant, although it has been denounced as non-sensical by people who have not taken the trouble to consider what the word ’cause’ means.”
Reply
Reply
Reply
У Ахутина зато найдете соображения как раз на эту тему.
Reply
Leave a comment