Любители порассуждать о «человеческой природе» противопоставляют ее цивилизации, подразумевая при этом, что, сколько ни корми волка, он все равно в лес смотрит. Представление о неизменной сущности вещей восходит к Платону и Аристотелю, и наше мышление до сих пор остается в значительной мере эссенциалистским. Оно и понятно: трудно упорядочить
(
Read more... )
Reply
Reply
Если вводим условие давать потомство, то тогда общий предок неандертальцев, денисовцев и сапиенсов будет у нас природой.
Reply
Reply
Reply
Reply
То же и с понятием природы: в одном дискурсе оно является несущим элементом, но при переносе в другой оказывается лишенным смысла.
Reply
Согласна, конечно, что смысл слова может зависеть от того, в каком именно контексте это слово употребляется. Словосочетание "человеческая природа" обычно появляется тогда, когда кто-то недоволен происходящими в обществе переменами: оно выступает в качестве аргумента против этих перемен, которые, дескать, противоречат "человеческой природе". Мне такая аргументация не кажется хоть сколько-нибудь убедительной, а Вам?
Reply
Природа человека вполне еще может быть предметом и инструментом разговора в антропологическом ключе, причем там она будет деконструироваться в процессе тоже, при этом выполняя функцию смыслоносителя. Например, можно говорить о социальной природе человека: что основа того, что мы понимаем под понятием человека, есть его социальность и он продукт воспитания обществом.
Reply
Reply
Но мы умеем обобщать и говорим о человеке вообще.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment