«Человек создан для счастья, как птица для полета», - написал ногой безрукий от рождения человек в
очерке Короленко, вызвав одобрение его отца и оставив занозу в сердце самого автора, тогда еще мальчика. Но,
замечает Даррин Макмэхон, на протяжении большей части европейской истории это утверждение было бы воспринято как нелепость.
(
Может быть, оно вот этот сад осенний за сараем )
Можно сказать, что для античного героя добродетель была счастьем.
А вообще никого нельзя назвать счастливым, пока он не умер. :)
Reply
И это тоже сказали древние...
Reply
Да, такое мнение было распространено в античности, и Макмэхон об этом подробно рассказывает. Но это просто означает, что тогдашние люди понимали под счастьем совсем не то, что мы сейчас - не психологическое состояние, а совокупность обстоятельств.
Reply
не психологическое состояние, а совокупность обстоятельств.//
И в этом были мудрее нас )
Ибо "совокупность обстоятельств" никуда не делась и сейчас, однако мы предпочли слепоту личного "психологического состояния". Иначе никак нельзя объяснить того, как можно говорить о счастье, называть себя счастливым, пусть на мгновение, если вокруг полно боли, страданий, несчастий и смерти? Только будучи слепым ко всему этому, замкнувшимся в конуру личного благополучия. Древние, похоже, себе такого не позволяли.
Reply
Пытаться взвалить на свои плечи все горе мира - затея тоже опасная: кончается депрессией от бессилия что-либо изменить, а то и самоубийством. Как сформулировал Рейнгольд Нибур: "Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы понимать разницу".
Кстати сказать, подготавливая следующий пост, тоже по книжке Макмэхона (последний по ней), я думала как раз о Вас - когда он выйдет, Вы увидите, почему :)
Reply
С нетерпением жду! ))
А насчет депрессий и самоубийства - это другая крайность. Ее нужно избегать так же, как и душевной слепоты. В этом смысле завет всему миру уже две тысячи лет предлагает буддизм: человек должен опираться на два крыла: мудрость (праджня) и сострадание (каруна). Ни мудрость (понимание) без сострадания не годится, ни сострадание без мудрости. Только их равновесие, тогда будет полет.
Reply
Reply
В этом плане индусы, опять-таки, мудрее: для них две крайности - это всегда два аспекта одного целого. Шива и Шакти - не два. )
Reply
Reply
Leave a comment