Художник, незнакомый с поощреньем

Jun 26, 2024 09:00



Есть художники, чьи произведения нам нравятся. А есть художники, пишущие так, как писали бы мы сами, если бы были художниками. Больше, чем кто-либо другой, моим alter ego был бы, наверное, Альбер Марке. Впервые я увидела его полотна девочкой все в том же Музее имени Пушкина изящных искусств, на задворках которого расположена наша школа. Тамошней замечательной коллекцией нового - для того времени - французского искусства мы обязаны С.И. Щукину. Он приобрел и несколько полотен Марке у галериста Эжена Дрюэ.



Никто не умел писать воду так, как Марке. Пытаясь сформулировать, чем же меня привлекает его живопись, я пришла к неожиданному «артиллерийскому» сравнению. Да, мы знаем много выдающихся маринистов: Тернер там, или Айвазовский, или по времени более близкий к Марке Клод Моне. Но их усилия - как стрельба картечью: может, какая-то одна картечина и попадает в цель, но большинство летит мимо. У Марке же мимо цели не летит ничего: каждый отдельный его мазок безупречно попадает в яблочко :)



Альбер Марке «Везувий» (1909) из коллекции ГМИИ им. Пушкина

Никакие репродукции не передают того эффекта абсолютно «живой» воды, который производят полотна Марке. Я провела много часов, рассматривая их вблизи и пытаясь понять, как он это делает - как достигает максимума результата при минимуме изобразительных средств. Мне обидно, что его имя пребывает как бы в тени - в том числе, в тени его знаменитого друга Матисса. Кажется, Марке был очень скромным человеком - может, это сыграло свою роль?

image Click to view


Симпатичное видео о ретроспективной выставке Альбера Марке
(сентябрь 2016 - январь 2017) из музеев и частных собраний
России и Франции в московском Музее им. Пушкина.
Может, кто-нибудь из вас на ней побывал?

искусство

Previous post Next post
Up