И философ решал, как потом назовут

Mar 13, 2024 09:00



Самим своим появлением в Европе Нового времени естествознание обязано смене философской «моды». Если видимый мир - только тени на стене пещеры, какой смысл затевать какие-то эксперименты? Надо сидеть и вспоминать некогда уже известную истину - ну, или дожидаться ее обретения Божественным откровением. Пока неоплатонизм, укрепленный христианством, ( Read more... )

quid est veritas

Leave a comment

partizan_1812 March 13 2024, 15:16:02 UTC
А как Вам сам Капитолийский музей? Мы там были вечером очень долгого дня (утром восхитительный Палатин - спелчекер впаривает мне 'палантин', а днем обворожительная Остия). Удивительно прекрасное место, которое совершенно потрясает своими масштабами. И народу было очень много (но меньше, чем днем).

А так, да, я согласен "осозанные и неосознанные философские представления и склонности ученого влияют на выбор им области исследования и на таинственный процесс создания гипотез". Но вот тут и набегут панчины, скажут, что верующие не выберут самые интересные и нужные науке области и не смогут создать таких прекрасных гипотез, какие может создать настоящий материалист. Тот, кто не может жить без спора, может устроить его при поёном, казалось бы, непротивлении сторон.

Reply

egovoru March 13 2024, 21:49:15 UTC
"А как Вам сам Капитолийский музей?"

Понравился - в первую очередь тем, что народу там все же гораздо меньше, чем в Ватикане, а некоторые самые знаменитые артефакты хранятся именно там - в частности, Капитолийская волчица. У меня была идея фикс непременно ее увидеть - и я ее увидела и не разочаровалась ( ... )

Reply

riftsh March 13 2024, 23:59:03 UTC
> наука возможна только на базе авраамической религии

У Ясперса в этой части, по-моему, есть спорные вещи, но то, что наука и образование везде, где они возникали, возникали исключительно в религиозной среде и как часть религии - это факт.

Reply

egovoru March 14 2024, 00:21:09 UTC
Согласна, это идея весьма спорная, но у нас уж слишком мало независимо возникших цивилизаций (три?), чтобы ее проверить. В средневековой Европе образование, разумеется, исходно было религиозным - собственно, оно и означало чтение и толкование Писания. Тем не менее, ко времени основания первых университетов богословский факультет был уже не единственным.

Мне-то кажется более важным то, что естествознание рассталось с - отпочковалось от - вообще философии, а не просто от религии. Впрочем, сейчас, похоже, определенная его часть - а именно, физика высоких энергий - туда постепенно возвращается, ибо все эти струнные теории, петлевые квантовые гравитации, мультиверсы и проч., не проверяемые на опыте, это и есть натурфилософия на новый лад. Так что, все возвращается на круги своя :)

Reply

skogar March 14 2024, 06:21:26 UTC
-- Мне-то кажется более важным то, что естествознание рассталось с - отпочковалось от - вообще философии, а не просто от религии.

Да! И очень важно не допустить возврата.
(Только биология в этом опережает физику.)

Reply

egovoru March 14 2024, 12:49:54 UTC
Мне кажется, физика - вообще не лучший пример естественно-научной дисциплины, из-за своей наибольшей математизированности. Последнее приводит к тому, что люди перестают видеть разницу между естествознанием (деятельностью эмпирической) и математикой (деятельностью умозрительной, спекулятивной), и в итоге мы видим тенденцию подменять одно другим (у некоторых физиков-теоретиков).

Reply

skogar March 14 2024, 13:09:30 UTC
Физика - это в любом случае самое настоящее естествознание просто "по определению". Непостижимая математизированность физики - это факт, с которым остаётся смириться.
Но я совершенно согласен, что физика не должна уходить в математику от реальности.

Reply

partizan_1812 March 14 2024, 00:27:53 UTC
Да, Палатин очень благодатный.

>>первые два столетия своего существования новоевропейское естествознание создавалось исключительно верующими людьми

Я же не спорю. Я озвучил точку зрения людей, со мной не согласных.

Reply

egovoru March 14 2024, 00:57:25 UTC
"Я озвучил точку зрения людей, со мной не согласных"

Да, я это поняла и ответила скорее этим самым людям :)

Вообще же, мне кажется, в подобных разговорах полезно заранее оговаривать, что именно мы понимаем под "религиозностью", потому что ведь есть и люди, настаивающие на том, что мир был сотворен именно в той последовательности, которую мы с Вами недавно обсуждали. Мне кажется, в этом случае у условных панчиных желание спорить сразу пропадает. Или я ошибаюсь?

Reply


Leave a comment

Up