Наш нескончаемый прогресс, и потому недостижимый

Feb 28, 2024 09:00



Даже школьный учебник - по крайней мере тот, по которому я училась - различает прогресс биологический и морфо-физиологический, как это предложил А.Н. Северцов. А вот Майкл Рьюз в своей книжке этим различием пренебрегает, но из контекста ясно, что в основном он имеет в виду последний вид прогресса. Напомню, биологический прогресс - это увеличение ( Read more... )

прогресс, жизнь

Leave a comment

marigranula February 28 2024, 17:21:41 UTC
Я вот сфоткал рядышком два каменных орудия (что-то не очень качественно получилось :((). Но тем не менее, явно видно, что морфологически то которое побольше - гораздо сложнее.


... )

Reply

marigranula March 1 2024, 16:36:47 UTC

Даже сейчас есть сложно устроенные бактерии: https://marigranula.livejournal.com/559030.html

Reply

egovoru March 1 2024, 21:28:11 UTC
Да, очень интересная тварь у Вас по ссылке! По другой ветке тут уже поминали планктомицетов - других занятных бактерий с внутренними мембранами (которые представляют собой выпячивания внешней), а мое воображение больше всего, наверное, поражают миксобактерии, которые коллективно образуют плодовые тела, похожие на таковые у грибов или миксомицетов, вроде Вашего домашнего физарума :) Кстати, как он поживает?

И все-таки прокариотность как таковая, видимо, сильно ограничивает дальнейшее увеличение морфологической и функциональной сложности.

Reply

marigranula March 2 2024, 06:50:41 UTC

"Кстати, как он поживает?"

Увы, никак :( помер.

Reply

egovoru March 2 2024, 12:18:55 UTC
Жаль, миксомицеты - занятные организмы. Когда-то на летней практике в Звенигороде мы делали по ним работу. Правда, она заключалась в основном в собирании плодовых тел, а плазмодиев, насколько я помню, мы так и не нашли - вероятно, был уже не тот сезон года (июнь). Но в культуре, насколько я понимаю, в принципе их можно поддерживать вечно.

Reply

evgeniirudnyi February 29 2024, 07:31:38 UTC
Гулд в этом случае приводит в пример абстрактное искусство - археологи будущего рассматривают картины Пикассо и Рафаэля и доказывают, что, конечно, вначале были картины Пикассо, а только потом появился Рафаэль.

Reply

marigranula February 29 2024, 07:44:41 UTC
В принципе, ведь первые изображения на стенках пещеры действительно были абстрактными, только потом появились всякие мамонты.

Reply

egovoru February 29 2024, 14:21:21 UTC
Не говоря уже о геометрических насечках на горшках. Впрочем, горшки, наверное, появились уже после пещер?

Reply

marigranula February 29 2024, 15:08:44 UTC

Да, я думаю разница а районе 70 тысяч лет

Reply

egovoru February 29 2024, 14:19:48 UTC
Но археологи будущего знали бы и наскальных рисунках, и об иконах, и о лубке, и о Джотто. Не говоря уже от том, что вообще непонятно, насколько эволюция искусства похожа на биологическую. Вот социальная эволюция человеческих обществ вроде похожа на биологическую - она тоже в принципе движется от простого к сложному, при том, что в отдельных случаях - например, при изоляции, как у тасманийцев - возможен и откат назад. А вот эволюция языков вроде бы не похожа - во всяком случае, грамматика с течением времени вроде бы упрощается, а не наоборот (зато вот лексика вроде бы усложняется - во всяком случае, словарный запас увеличивается).

Reply


Leave a comment

Up