Наконец-то вышло из моды представление о семье как о буржуазном пережитке, с которым надо бороться, столь популярное в начале 20-го века и в его же 60-е годы. Но теперь маятник занесло в другую сторону: требуют призвать семью к ответу за плачевное состояние нынешнего образования, совершенно забывая при этом, что ведь родителей не выбирают.
Школа предоставляет человеку самый естественный путь для вертикальной социальной мобильности. Известно, что бывает, когда наверху оказываются те, кто попал туда окольными тропами. Если мы этого не хотим, то должны обеспечить школе возможность осуществлять свою функцию.
Какие бы новые высокотехнологичные игрушки мы ни придумали, культура передается от поколения к поколению путем непосредственного человеческого контакта. Роль учителя - не втискивание в голову ученика суммы знаний, которые, действительно, можно с меньшими затратами почерпнуть из книг или интернета, а раздувание Божьей искры. Учителей, как и писателей, не получится выращивать как ананасы в оранжереях. Учителя - товар штучный, у каждого из них - свой секрет, не поддающийся тиражированию. Каждый настоящий учитель - чудо, и к его поддержке должны стремиться любые реформаторы школьного образования.
Кадр из фильма «Первоклассница» (1948), поставленного Ильей Фрэзом
по повести Евгения Шварца. В титульной роли Маруси Орловой -
Наталья Защипина, в роли учительницы Анны Ивановны -
несравненная Тамара Макарова (фото с сайта
Кinokopilka)
Мне повезло: моя первая учительница была очень похожа на эту, из фильма!
А какова была ваша?