Чувство меры и чувство ответственности

Jun 15, 2022 09:00



Идея подписывать литературные и художественные произведения своим именем возникла далеко не сразу: например, члены позднеготического содружества Nelkenmeister («Мастера гвоздики»), работы которых я видела в Цюрихе, просто рисовали пару цветочков в уголке холста (вернее, доски - тогда, кажется, писали на досках). Платонизм, популярный в ( Read more... )

общество, искусство

Leave a comment

Comments 92

lj_frank_bot June 15 2022, 14:01:45 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Искусство, История, Литература, Общество.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru June 15 2022, 21:43:56 UTC
Да, все правильно!

Reply


alex_new_york June 15 2022, 14:21:04 UTC
“Разве не ясно, что отказ от авторства означает, в первую очередь, отказ от личной ответственности?”

Ну, вот, к примеру, мы любуемся цветущим садом, восхищаясь искусством садовника. Но таблички с его именем нигде не видим. Является ли это со стороны садовника отказом от ответственности?

Или, например, когда мы наслаждаемся вкусом и видом изысканного блюда в ресторане. Является ли отсутствие имени повара в меню отказом от ответственности с его стороны?

Или когда мы любуемся звёздным небом или рассветом над морем. И нигде не видим подписи автора: «Бог» 😊

Reply

egovoru June 15 2022, 21:50:34 UTC
Что касается садовника и повара, то в тех случаях, когда сады и блюда были созданы одним конкретным человеком, их имена всегда декларируются. А некоторые повара так и вообще публикуют книги собственных рецептов - или выступают по телевидению: в США таких много! Но в обычном ресторане блюда не снабжают табличкой с именем повара, потому что, как правило, его готовит любой свободный человек, а не кто-то конкретный.

Что же касается Бога, то его пути, как известно, неисповедимы: может, у него были причины для того, чтобы не подписывать свои творения? :)

Reply

alex_new_york June 15 2022, 23:27:45 UTC
“в тех случаях, когда сады и блюда были созданы одним конкретным человеком, их имена всегда декларируются”

Скажем так: при желании их имена обычно можно узнать, как и имена авторов текстов

А как Вы относитесь к литературным псевдонимам? Они тоже, на Ваш взгляд, являются отказом от личной ответственности?

Или, к примеру, аватары в ЖЖ вместо имен: следует ли подвергнуть подобную практику осуждению? 😊

Reply

egovoru June 16 2022, 00:00:50 UTC
Псевдонимы и особенно ЖЖ-ники меня совершенно устраивают, поскольку полностью выполняют свою роль: сигнализируют, что все посты и комментарии, подписанные данным ником, принадлежат одному и тому же лицу. Желания же непременно узнать реальное имя этого ника у меня не возникает, постольку поскольку я не собираюсь взаимодействовать с этим человеком в реальности. А вот если когда-нибудь такая нужда возникнет, тогда другое дело :)

Не вижу я никакой разницы и в том, чтобы называть писательницу Амандина Аврора Люсиль Дюпен или Жорж Санд: как читателю мне это все равно. Но вот знать, что некий корпус книг написан одним и тем же автором, мне кажется важным - хотя бы для того, что знать, как найти другие его книги, если одна из них мне понравилась, или, наоборот, быть способной избежать других, если одна не понравилась.

Reply


firanx June 15 2022, 14:27:40 UTC
Не отказываясь от ответственности, свидетельствую, что у меня был опыт, делающий очень понятным чье-то описание творческого процесса в духе "ты не творец, ты система замочных скважин, и если их расположить правильным образом, то на бумагу падает луч".

(Если что, я атеист и никаких сверхъестественных объяснений не предлагаю.)

Reply

egovoru June 15 2022, 21:53:12 UTC
Мне кажется, ощущение, что идея приходит к нам в голову откуда-то извне, возникает просто потому, что не вся деятельность мозга доступна нашему сознанию. Идеи вырабатываются бессознательно, а момент, когда выработанная идея осознается, и дает это ощущение прихода извне. А?

Reply

aosypov June 18 2022, 19:14:32 UTC
Второй вариант - отследить истоки своей мысли и все, что на нее потом повлияло и привело в окончательную форму.

Reply


groningen_sn June 15 2022, 14:38:13 UTC
А чем цветочки не подпись?
Да вроде бы подписывали и ценили мастера еще со времен античности.

У Барта как-то неконкретно высосано из пальца.
Хотя вопрос-то интересный, сразу вспоминается Рубенс, который большинство работ своих не писал, а поручал делать их рабочим. И там несколько градаций авторства, при этом на эти полутона сейчас зрители и критики еще надевают свои собственные искажения.

Reply

egovoru June 15 2022, 21:57:35 UTC
"А чем цветочки не подпись?"

Подпись, конечно - но цеховая, а не индивидуальная. Про античность я что-то не знаю: в тех немногих случаях, когда мы знаем, кем создана, скажем, та или иная греческая статуя, откуда мы это знаем? Мне почему-то кажется, что не из подписи на ней, а из каких-то текстов, ее описывающих, но я легко могу ошибаться - надо бы спросить у кого-то более сведущего.

Reply

groningen_sn June 16 2022, 05:20:35 UTC
Дошли, дошли. Была такая книжка в 1986 году "Античные мастера" (Чубова, Конькова, Давыдова) как раз про античных АВТОРОВ. Там приводятся длинные списки скульпторов и живописцев, говорится про каждую найденную подпись (и в живописи, и в скульптуре).

Reply

egovoru June 16 2022, 10:35:05 UTC
Очень интересно, спасибо! Но то ведь была совсем другая цивилизация, чем та, в которой мы живем сегодня - она закончилась с распадом Римской империи. А та, что возникла на ее развалинах, начала новый цикл. Полагаю, поставить свою подпись под тобой сделанным требует некоей доли уверенности в себе, а для этого требуется определенная зрелость человеческого общества?

Reply


mercibo June 15 2022, 14:49:36 UTC
У лаборанта и уборщика определённый круг ответственности, их работа (и зарплата) не зависит от конкретных идей, разрабатываемых в лаборатории. Можно считать, что их контракт выполнять определённую работу за соответствующее вознаграждение подразумевает отказ от претензий на соавторство.
В научной работе напрашивается критерий "незаменимости": работа могла бы быть сделана и при другой уборщице, но не могла без тех, кто родил идею. Но уже сложилась традиция включать в список авторов людей, выполнявших чисто техническую работу. Логичней было отметить их вклад в списке, отдельном от списка авторов.

Reply

egovoru June 15 2022, 22:06:30 UTC
"Логичней было отметить их вклад в списке, отдельном от списка авторов"

Да, так и делают: у каждой статьи в конце есть раздел "Благодарности", и обычно там упоминают технический лабораторный персонал. Но вот чтобы туда включали и уборщиц и т.п., я пока не видела - а ведь они тоже вносят свой вклад! Вы, конечно, правы, что они не незаменимы, но в произведенном коллективно продукте есть и их доля труда. Мне кажется, если бы существовала какая-то форма их упоминания, это придало бы им энтузиазма.

Reply


Leave a comment

Up