Назад лет эдак двести жил-был один монах

Jan 19, 2022 09:00



Классическая генетика занимает особое место среди биологических дисциплин. Сегодня ее, можно сказать, не существует - нам уже давно известен физический механизм наследственности, и вся нынешняя генетика - молекулярная. А вот период, когда об этом механизме можно было судить только по внешним, фенотипическим проявлениям, выделяется как, наверное, ( Read more... )

благодарность

Leave a comment

Comments 193

lj_frank_bot January 19 2022, 14:02:32 UTC
Hello!
LiveJournal categorization system detected that your entry belongs to the following categories: Лытдыбр, Наука, Религия, Техника.
If you think that this choice was wrong please reply this comment. Your feedback will help us improve system.
Frank,
LJ Team

Reply

egovoru January 19 2022, 21:13:08 UTC
Нет, Фрэнк, это только "Наука". А откуда же ты взял "Религию" - из "монаха", что ли? Так монахи разные бывают :)

Reply

lj_frank_bot January 19 2022, 21:19:27 UTC
Понял

Reply

ablertus January 20 2022, 12:57:30 UTC
Извините, что встреваю в Вашу дискуссию с уважаемым Фрэнком. Мне стало интересно: он и всем остальным записям про эволюцию присваивал таг "Религия", или только этому? Первое было бы логично, учитывая, что эволюция - весьма распространенная тема обсуждений среди "адептов веры" :)

Reply


vadperez January 19 2022, 14:43:50 UTC
тот случай, когда аудиокнига никуда не годится и нужна текстовая расшифровка речи)))
Кстати, насколько я могу судить, Иорданский прикрывает глаза как раз чтобы держать в голове образ того что он хочет передать - деталей много, легко что-то упустить или переврать.
За ролик спасибо большое!!

Reply

egovoru January 19 2022, 21:30:59 UTC
На этот ролик меня вывел какой-то другой юзер, не помню уже, кто именно, в каком-то чужом журнале, а так просто гуглом я его не смогла найти.

А что же, Вам доводилось когда-нибудь послушать Раутиана вживую? Он вроде бы читал (-ет?) студентам лекции на, кажется, географическом факультете. Жаль, однако, что его так мало привлекали к чтению лекций - у него совершенно потрясающий дар популяризатора.

Reply

vadperez January 19 2022, 23:58:35 UTC
ни разу не видел Раутиана вживьем. (на всякий случай - я учился в ННГУ и интересы тогда у мнея были совсем другие)
Помимо прочего, мое внимание привлек вот этот вот фрагмент из книги Архетип, стиль и ранг в биологической систематике:

"Особенно я признателен Александру Сергеевичу Раутиану. Я с радостью называю себя его учеником, но наши взгляды весьма различны. Нельзя сказать, что он меня учил тому, что у меня получилось."

Reply

egovoru January 20 2022, 00:21:04 UTC
Ну, я-то в ходе своей профессиональной деятельности никакой эволюционной биологией (а уж тем более биологической систематикой) никогда не занималась, так что не имею понятия, в чем именно заключаются взгляды на нее Раутиана, и даже не знаю толком, чем же он профессионально занимается. Но лектор и популяризатор науки он совершенно блестящий - жаль, что его не так уж часто приглашают где-нибудь выступить.

Reply


evgeniirudnyi January 19 2022, 18:55:13 UTC
"По совету К.В. фон Негели, известного ботаника, откликнувшегося на присланный с сопроводительным письмом оттиск, он [Мендель] предпринял ряд попыток подтвердить своё открытие на других биологических видах, и с этой целью провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки - растения семейства Астровые, затем - по скрещиванию разновидностей пчёл. В обоих случаях его ждало трагическое разочарование: результаты, полученные им на горохе, на других видах не подтверждались."

Reply

egovoru January 19 2022, 22:09:29 UTC
Вот-вот, а если бы он сразу начал с ястребинки, то вообще бы ничего не открыл! Конечно, у Менделя, помимо ума, была еще и определенная доля везения: ему повезло выбрать для исследований признаки, определяемые только одним геном. Это редкость: большинство признаков определяются многими генами (иногда десятками и даже сотнями их, сложным образом взаимодействующих друг с другом и со средой), и разбираться в таком наследовании сложно даже сегодня. Знать того, что выбранные им признаки - моногенные, Мендель не мог, но попал в яблочко :)

Reply

evgeniirudnyi January 20 2022, 17:22:16 UTC
Однако если случившееся с Менделем перенести на то, каким должен быть научный метод, то получится примерно следующее: Верь в свою идею, принимай в расчет только эксперименты, которые с ней согласуются и игнорируй те эксперименты, которые ей противоречат.

Ведь надо рассматривать события не с точки зрения сегодняшних знаний, а с точки зрения того времени.

Reply

egovoru January 20 2022, 22:47:16 UTC
Искусство экспериментатора заключается в умении отличить, условно говоря, сигнал от шума, и я должна признаться, что у меня в юности были с этим большие проблемы, особенно если дело касалось каких-то визуальных наблюдений, как у Менделя. В самом деле, среди гибридных горошин наверняка попадаются такие, цвет которых трудно отнести к определенной категории, и тут приходится принимать волевое решение, считать ли такую горошину желтой или зеленой. (В юности я по наивности думала, что использование приборов помогает избавиться от этого мучительного принятия решений. Разумеется, я заблуждалась ( ... )

Reply


evgeniirudnyi January 19 2022, 18:57:59 UTC
Вот еще:

"In 1936, Ronald Fisher, a prominent statistician and population geneticist, reconstructed Mendel's experiments, analyzed results from the F2 (second filial) generation and found the ratio of dominant to recessive phenotypes (e.g. yellow versus green peas; round versus wrinkled peas) to be implausibly and consistently too close to the expected ratio of 3 to 1. Fisher asserted that "the data of most, if not all, of the experiments have been falsified so as to agree closely with Mendel's expectations," Mendel's alleged observations, according to Fisher, were "abominable", "shocking", and "cooked"."

Reply

livelight January 19 2022, 19:50:27 UTC
Желаю знать: что же ответил ему Грегор Мендель на столь серьёзное обвинение в том, что результаты экспериментов отвратительно близки к предсказанным? Это ведь уже почти ведовством и костром попахивает!

Reply

evgeniirudnyi January 19 2022, 20:10:29 UTC
Мендель к этому времени лежал в могиле (почти полвека). Поэтому сказать по этому поводу ничего нельзя.

Reply

tyoma_cat January 19 2022, 22:27:13 UTC
вроде как относительно недавно пояснили, почему Фишер неправ - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1840063/

Reply


vida_louca January 19 2022, 22:42:44 UTC
С папой Александра Сергеевича был знаком.) Выступал у него на семинаре.
Тоже был достаточно знаменитый физик.

Reply

egovoru January 19 2022, 22:56:35 UTC
Вы имеете в виду Сергея Глебовича? Если он действительно отец А.С., то, похоже, там еще и дед был ученым. Я, помимо А.С., встречалась еще с его сестрой, тоже биологом, забыла только, как ее звали. Гугл находит какую-то Надежду Александровну Раутиан, но та вроде работает на мехмате, так что я не знаю, она ли это.

Reply

vida_louca January 19 2022, 23:11:24 UTC
Да, Сергей Глебович был, помимо других регалий, ещё и заведующим лабораторией в Институте Автоматики и Электрометрии в Новосибирске. И один из его сотрудников тоже занимался оптическими свойствами наночастиц серебра, как и я.
Надежда Александровна - это дочь Александра Сергеевича. Вот в Яндексе ссылка на родословную Раутианов: https://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:359085 .

Reply

egovoru January 19 2022, 23:28:18 UTC
Спасибо, та сестра, которую я знала, была, надо думать, Галина. Ее тоже приглашали что-то прочесть биологическим школьникам (уже не нам, а какому-то следующему поколению), но эти лекции яркого впечатления ни на кого не произвели.

Reply


Leave a comment

Up