Если посмотреть на историю искусства с высоты очень, очень птичьего полета, то трудно не заметить, что степень реалистичности изображения описала этакую колоколообразную кривую. Конечно, не всякий художник или скульптор стремится копировать окружающий мир, но откуда же он черпает вдохновение для полета своей фантазии?
Апогей реализма приходится на период примерно с 15-го по 19-й век (если мы оставим за кадром вдохновившую его классическую античность), а вот изображения, созданные и до, и после - гораздо условнее. Но причины этого совершенно различны: древние художники, надо полагать, еще недостаточно развили свою технику, а вот современным просто скучно состязаться с фотографией. Сегодня есть, конечно, направление, называемое «гиперреализмом», но мне кажется, его трудно принимать всерьез.
А что касается древних изображений, то надо учесть, что это мы сегодняшние, чей глаз уже замылен Рембрандтами и Ренуарами, видим в них гротеск. А вот для тогдашней неискушенной публики они, вероятно, были пугающе реалистичными!
Слева направо:
«Венера из Виллендорфа», ~23 тыс. лет до н.э.;
«Вирсавия в купальне» Рембрандта, 1654;
«Обнаженная» Ренуара, 1876;
«Женщина, сидящая на кровати» Фернандо Ботеро, 2001