То тарелками пугают - дескать, подлые, летают

Aug 25, 2021 09:00



Мысль о том, что роль мифа - социально-демаркационная, а не объяснительная, попадалась мне и раньше; да иначе и трудно понять такие явления современности, как вера в плоскую Землю. Александр Лобок, о книжке которого я начала рассказывать в прошлый раз, формулирует ее так: «Миф - это тайный язык смыслов, сама суть которого состоит в том, чтобы ( Read more... )

миф

Leave a comment

olaff67 August 25 2021, 14:13:15 UTC
Усваивая же сведения сознательно, мы готовы пересмотреть свои выводы, если появляется новая информация.

Это слишком оптимистично звучит, особенно по отношению к взрослым людям. У подавляющего большинства из них сложились свои мифы и смысловые паттерны, расставаться с которыми и ломать которые они не готовы.
Психика детей и молодежи более пластична и восприимчива к новому, оттого и каждое поколение, дожив до седых волос, начинает хаять эту беспокойную поросль, катящую мир в пропасть.

Reply

egovoru August 25 2021, 21:06:29 UTC
"У подавляющего большинства из них сложились свои мифы и смысловые паттерны, расставаться с которыми и ломать которые они не готовы"

Мне кажется, тут должен помогать такой прием. Допустим, я думаю, что черное - это белое. Надо спросить себя, а почему, собственно, я так думаю? Попытаться отследить корни этого своего убеждения. Если окажется, что я так думаю потому, что прочел это в нормативном учебнике или статье в авторитетном журнале, то это один разговор, а если я так думаю просто потому, что мне это подсказывает внутренний голос, то - совсем другой. При этом внутренний голос вовсе не обязательно неправ, просто до тех пор, пока у нашего убеждения не обнаружится рациональных оснований, не следует относиться к нему со звериной серьезностью - ломать за него копья и т.д. А?

Reply

olaff67 August 25 2021, 22:23:03 UTC
Вы слишком хорошо думаете о людях. Большинству не нужна и не интересна истина, отличающаяся от тех истин, что они уже затвердили себе и которые в них затвердели.
С таким же азартом они примутся как рационализировать свои посылки, так и критиковать предлагаемый метод.

Далеко не каждый может заниматься наукой в ее чистом виде - постоянным поиском границ своей применимости и пересечения этих границ. Большинству границы нужны, чтобы в них запереться и держать оборону - в том числе от здравого смысла и критического взгляда.

Reply

egovoru August 26 2021, 08:03:50 UTC
Конечно, всем нам свойственна известная консервативность, даже ученым: кажется, это Макс Планк заметил, что прогресс в науке идет от похорон к похоронам, потому что ученые никогда не меняют своих идей, но в конце концов умирают.

Но все же, мне кажется, осознание причин своей убежденности - вещь полезная, а? Даже если при этом мы все равно останемся при своем мнении, то по крайней мере будем знать, чего оно стоит? :)

Reply

olaff67 August 26 2021, 16:54:51 UTC
Да я ж не спорю про полезность. Хотя…
Тут палка надвое: что бы было с обществом, если бы его большинство не было консервативно и зашорено, а состояло бы только из устремленных в неизведанное индивидов?
Не уверен, что такое общество вообще может существовать.

Reply

egovoru August 26 2021, 22:23:08 UTC
Устремленность в неизведанное тут, мне кажется, ни при чем. Тому, кто зарабатывает на жизнь продажей ботинок, не менее важно задумываться о корнях своих убеждений, чем физику - в конце концов, у нас ведь у всех равное право голоса!

Reply

olaff67 August 26 2021, 22:43:02 UTC
Вот я и задумался о степени важности. Зачем тачателю ботинок задаваться вопросом о корнях своих убеждений? Нет, это не возбраняется, но если все будут философствовать, то кто будет печь хлеб и обувь?

Reply

egovoru August 27 2021, 11:29:56 UTC
Так если бы мифы влияли только на отвлеченную философию! А то ведь и ответы на самые обыденные житейские вопросы, типа за кого голосовать, надо ли вакцинироваться и т.д., даются на основе мифов.

Reply

ald1976 August 27 2021, 13:23:19 UTC
А какая, в общем, разница?

Либо человек, взрослый и дееспособный, имеет право принимать решения и никому не объяснять своих мотивов, либо все решения принимаются властями.

Причем разумное индивидуальное решение вполне может быть вредным для популяции, мифологичность и гадание на кофейной гуще не увеличивают радикально общественный вред. [и придти к одним и тем же выводам можно как рационально, так и мифологично; придти к заведомо неверному решению, действуя "рационально" тоже довольно просто, от ошибок и/или пределов когнитивных способностей никто не застрахован]

Reply

egovoru August 27 2021, 19:55:16 UTC
Да, разумеется, если мы мыслим рационально, это еще не означает, что мы мыслим верно - особенно принимая во внимание, что часто нам приходится делать заключения, не имея достаточной информации (как, например, в текущей ситуации с ковид-вакцинацией).

Тем не менее, мне кажется, осознание, на каком основании мы пришли к тому или иному решению - вещь очень важная, поскольку именно это помогает нам понять, где и почему мы ошиблись, когда выясняется, что мы ошиблись.

Reply

ald1976 August 28 2021, 04:38:49 UTC
На каком основании вы сделали выбор между чаем и кофе сегодня утром? Вы это осознаете?

Reply

egovoru August 28 2021, 12:52:54 UTC
Ну, тут мне не приходится мучиться проблемой выбора: сейчас я вообще не пью кофе, потому что с какого-то момента решила, что это мне не полезно (без всяких, впрочем, разумных оснований для этого - так, на всякий случай). А до этого я, наоборот, пила только кофе, по крайней мере по утрам - мне очень нравится его вкус и запах.

Но разобраться в причинах тех или иных своих предпочтений или убеждений - очень непросто, поскольку их корни могут идти очень глубоко. Но непросто разобраться - это еще не значит, что не надо и пытаться. Мне кажется, даже попытка разобраться уже снижает степень нашего фанатизма :)

Reply

ald1976 August 29 2021, 08:13:34 UTC
С кофе мимо, с чем-то похожим проблема выбора останется.

И есть разница, то ли вы решили не пить кофе сами, то ли к вам пристал врач и каждый божий день выдает директиву, что сегодня пить, на основании объективного и абсолютно точного медицинского исследования. Боюсь, что во втором случае вы быстро взбунтуетесь, несмотря на полезность советов врача.

"Почему вы не хотите покупать журнал?
Не хочу и все."

Reply

egovoru August 29 2021, 13:05:42 UTC
Соглашусь с Вами, что выяснять причины всех своих предпочтений - занятие бессмысленное. Но вот задуматься о том, почему я, собственно, придерживаюсь тех или иных политических или иных социально-значимых убеждений было бы, мне кажется, полезно. Обнаружив шаткие основы этих убеждений, мы бы отстаивали их с меньшим фанатизмом, разве нет?

Reply

ald1976 August 29 2021, 17:01:00 UTC
Можно придерживаться каких-то убеждений, но не заниматься их фанатичным отстаиванием. Более того - можно вообще держать эти убеждения при себе и не пытаться навязать их окружающим.

Попробуйте, вдруг понравится :)

Reply

olaff67 August 27 2021, 13:45:55 UTC
В защиту философии : она и начинается тогда, когда мы делаем первый шаг рефлексии - пытаемся ответить на вопрос «почему мы так думаем?»

В защиту мифического восприятия реальности: а не лежит ли она в основе нашей человеческой социализированности, помогшей когда-то выиграть в эволюционной гонке и победить стихии, расселившись в не самых пригодных ранее местах Земли?
Миф как скрепа общины, где родственные связи уже ослаблены количеством членов. Последнее историческое достижение такого образа мышления - создание наций.
А если бы люди в своей массе не были так падки на простые объяснения и потом не держались за них изо всех сил, то сколотить из них банду и держать ее вместе продолжительное время было бы невозможно - каждый же сам себе голова.

Reply


Leave a comment

Up