В школе нам прививали стремление дойти до самой сути, досконально разобраться в изучаемых предметах и явлениях. Я до сих пор ясно помню, как мы с одноклассниками обсуждали, уже после урока, чем же все-таки отличается ген от аллеля, и почему передача атома водорода по электрон-транспортной цепи эквивалентна передаче электрона. А вот поступив на
(
Read more... )
О целях образования: государству нужны и суперучёные, и высокий средний уровень научных знаний по популяции. Пока они достигаются созданием параллельных структур: обязательная школа/университет и необязательные кружки/олимпиады/стажировки/аспирантура для тех, кто хочет и может изучать на высоком уровне. Я бы ориентировал учебный план на относительно слабый уровень, а всех, кто с ним легко справляется, перенаправлял бы в дополнительные структуры. Но эти две системы должны работать вместе, а не мешать друг другу.
Если преподаватель сам составляет сложный план, то чаще всего потому, что он хорошо знает и любит свой предмет (иначе бы не стал его преподавать), и ему жалко что-то выкинуть, нет понимания, что остальные думают не так, как он, и ставят себе другие цели, а не только пойти преподавать химию.
Но чаще учебные планы спускаются сверху, а чиновникам кажется, что чем больше включишь, тем умнее будут дети (автоматически). Если «Война и мир» попала в школьную программу, то 100% школьников её прочитают. А если её исключить, то это удар по русской культуре, дебилизация населения и так далее.
Я сам никогда не преподавал, но с обучающими мобильными приложениями мы заметили, что чем тема проще, тем больше у приложения скачиваний и выше доход, а стоит включить сложные темы, то до них доберутся меньше 10% пользователей. И ещё я сейчас вынашиваю идею написания научно-популярной книги, знакомлюсь с тем, что уже написано и понимаю, что надо писать проще и даже простое не пытаться запихать сразу всё.
Reply
Признаться, я слабо верю в эффективность онлайнового образования. Ковидная эпопея дала нам возможность провести эксперимент, хотя и не совсем чистый: мы можем сравнить карантинное онлайновое поколение с предыдущим очным, но эти поколения ведь могут различаться по еще каким-то параметрам.
"Я бы ориентировал учебный план на относительно слабый уровень, а всех, кто с ним легко справляется, перенаправлял бы в дополнительные структуры"
Насколько я понимаю, именно по этому пути пошли американские школы. Родители детей школьного возраста рассказывают мне, что программы обычного куррикулума рассчитаны на дебилов, зато вот программы advanced классов как раз представляют собой тот безумный прессинг, на который я жалуюсь: детей заставляют учить слишком много за слишком короткий срок, не давая им никакого времени на то, чтобы хоть в чем-то разобраться. Золотой середины же нет :(
"чаще учебные планы спускаются сверху, а чиновникам кажется, что чем больше включишь, тем умнее будут дети (автоматически)"
Да, видимо, так. Сколько еще нужно времени на то, чтобы чиновники поняли, что это так не работает?
"чем тема проще, тем больше у приложения скачиваний и выше доход, а стоит включить сложные темы, то до них доберутся меньше 10% пользователей"
Ну, этого можно было ожидать: далеко не у всех пользователей есть мозги, время и желание разбираться в сложных приложениях.
Reply
Leave a comment