В школе нам прививали стремление дойти до самой сути, досконально разобраться в изучаемых предметах и явлениях. Я до сих пор ясно помню, как мы с одноклассниками обсуждали, уже после урока, чем же все-таки отличается ген от аллеля, и почему передача атома водорода по электрон-транспортной цепи эквивалентна передаче электрона. А вот поступив на
(
Read more... )
Именно так, причем проблема усугубляется еще и тем, что многие вещи надо не просто запомнить, а именно в них разобраться - то есть, как следует увязать их с тем, что уже было у тебя в голове, а на это требуется время и сознательные усилия.
"В то же время остаётся вопрос о целях научного образования"
Я думаю, цель его двоякая. С одной стороны, желательно, чтобы основы научных знаний постигли все - потому что сон разума рождает чудовищ, и это скажется потом на принятии решений в обыденной жизни. С другой, конечно, нужно готовить смену - новое поколение ученых, которые будут добывать новое знание. В идеале такие сами собой определяются в ходе обучения, и тут, вероятно, главную роль играют все же не накопленные знания, а мотивация: жизнь ученого нелегка, и, чтобы ее выбрать, надо очень сильно хотеть :) А Вы как думаете, какова цель?
"Мне химию было легко учить, потому что у меня от природы талант запоминать длинные списки разных вещей"
У меня в юности тоже была неплохая механическая память, но тот проклятый курс общей химии включал не только реакции химических элементов, но и термодинамику, и даже - на каком-то уровне - и квантовую механику. И все это - в очень, очень короткие сроки. Мне кажется, такой прессинг только создает у студентов впечатление собственной неадекватности, а знаний вовсе не прибавляет. В худшем случае у них создается впечатление, что они все обо всем уже знают, но на самом деле они об этом только слышали.
Казалось бы, почему же не сделать учебные планы более адекватными? Мне кажется, это не получается потому, что мы очень плохо умеем выделять главное. То есть, постепенно мы (человечество в целом) этому учимся - в каждой дисциплине с разной скоростью, но на это уходят годы и годы. А Вам как кажется, почему учебные планы столь перегружены?
Reply
О целях образования: государству нужны и суперучёные, и высокий средний уровень научных знаний по популяции. Пока они достигаются созданием параллельных структур: обязательная школа/университет и необязательные кружки/олимпиады/стажировки/аспирантура для тех, кто хочет и может изучать на высоком уровне. Я бы ориентировал учебный план на относительно слабый уровень, а всех, кто с ним легко справляется, перенаправлял бы в дополнительные структуры. Но эти две системы должны работать вместе, а не мешать друг другу.
Если преподаватель сам составляет сложный план, то чаще всего потому, что он хорошо знает и любит свой предмет (иначе бы не стал его преподавать), и ему жалко что-то выкинуть, нет понимания, что остальные думают не так, как он, и ставят себе другие цели, а не только пойти преподавать химию.
Но чаще учебные планы спускаются сверху, а чиновникам кажется, что чем больше включишь, тем умнее будут дети (автоматически). Если «Война и мир» попала в школьную программу, то 100% школьников её прочитают. А если её исключить, то это удар по русской культуре, дебилизация населения и так далее.
Я сам никогда не преподавал, но с обучающими мобильными приложениями мы заметили, что чем тема проще, тем больше у приложения скачиваний и выше доход, а стоит включить сложные темы, то до них доберутся меньше 10% пользователей. И ещё я сейчас вынашиваю идею написания научно-популярной книги, знакомлюсь с тем, что уже написано и понимаю, что надо писать проще и даже простое не пытаться запихать сразу всё.
Reply
Признаться, я слабо верю в эффективность онлайнового образования. Ковидная эпопея дала нам возможность провести эксперимент, хотя и не совсем чистый: мы можем сравнить карантинное онлайновое поколение с предыдущим очным, но эти поколения ведь могут различаться по еще каким-то параметрам.
"Я бы ориентировал учебный план на относительно слабый уровень, а всех, кто с ним легко справляется, перенаправлял бы в дополнительные структуры"
Насколько я понимаю, именно по этому пути пошли американские школы. Родители детей школьного возраста рассказывают мне, что программы обычного куррикулума рассчитаны на дебилов, зато вот программы advanced классов как раз представляют собой тот безумный прессинг, на который я жалуюсь: детей заставляют учить слишком много за слишком короткий срок, не давая им никакого времени на то, чтобы хоть в чем-то разобраться. Золотой середины же нет :(
"чаще учебные планы спускаются сверху, а чиновникам кажется, что чем больше включишь, тем умнее будут дети (автоматически)"
Да, видимо, так. Сколько еще нужно времени на то, чтобы чиновники поняли, что это так не работает?
"чем тема проще, тем больше у приложения скачиваний и выше доход, а стоит включить сложные темы, то до них доберутся меньше 10% пользователей"
Ну, этого можно было ожидать: далеко не у всех пользователей есть мозги, время и желание разбираться в сложных приложениях.
Reply
Leave a comment