С тех пор как мне открылась эта тайна

Apr 07, 2021 08:00



В детстве понимание важных вещей приходит в виде моментальных озарений, запоминающихся на всю жизнь. Парадоксальным образом, понимание того, что такое наука, снизошло на меня на уроке математики, хотя математика и не является наукой в том смысле, в каком так называют естествознание.



Мы «проходили» треугольник Паскаля - таблицу биномиальных коэффициентов, и дело уже дошло до контрольной, где надо было доказать какие-то соотношения внутри этого треугольника. Задачи были несложными, и до конца урока у меня оставалось некоторое время. Вместо того, чтобы почитать книжку, я решила поискать, а нет ли в треугольнике Паскаля еще каких-нибудь закономерностей, не охваченных нашими задачами? К своему удивлению и восторгу, я тут же их обнаружила: Мартин Гарднер не случайно считал треугольник Паскаля одной из самых изящных схем во всей математике, постижение которой доступно любому ребенку.

Похоже, в основании науки лежит именно это: наша способность к распознаванию закономерностей в хаотическом потоке сенсорной информации (pattern recognition). Ею обладают и другие животные: именно она проявляется в условном рефлексе, который можно выработать уже чуть ли не у инфузорий. Нам же эта способность позволяет выдвигать гипотезы, которые мы затем проверяем опытным путем. Причем, мы умеем усматривать закономерности не только в эмпирических данных, но и в абстрактных конструкциях, служащих нам моделями физического мира.

Интересный вопрос, а что же такое закономерность, как мы отличаем ее от случайности? Один тип закономерности очевиден: это повторение, оно же симметрия - заметив ее, мы сразу начинаем думать, что это неспроста. А что еще?



M.K. Эшер «Симметрия» 1948
(фото zakhar via WikiArt)

наука

Previous post Next post
Up