С творчеством Гейне я знакома мало, но даже одной неподражаемой «Донны Клары» достаточно, чтобы оценить его масштаб. Я позаимствовала концовку для заглавия поста, хотя ее смысл становится понятным, только если прочесть стихотворение целиком -
вот оно в переводе Вильгельма Левика. Отличную
биографию Гейне написал Лев Копелев, хорошо знавший и
(
Read more... )
Reply
В том же письме к брату Максу, в котором он писал о <ханжеском> образе своей музы, он рассказывал о старой сиделке, дежурившей у его постели:
"...она сказала мне прошлой ночью, что знает прекрасную молитву против судорог в коленях, и я с величайшей серьезностью просил ее помолиться за меня, в то время как она обертывала мое колено горячей салфеткой. Молитва возымела хорошее действие, и судорога прошла. Но что скажут обо мне на небе? Я уже вижу, как какой-нибудь принципиальный ангел презрительно говорит обо мне: в этом виден весь этот бесхарактерный человек, который, когда ему плохо, ходатайствует через старуху перед тем самым Богом, над которым он особенно сильно издевался, когда был здоров".
Reply
А Копелев, наверно, сам был атеистом так что не мог сочувствовать этим мыслям.
Reply
А приведенная мной выше цитата - это как раз выдержка из письма самого Гейне (та часть, которая в кавычках).
Reply
Мне особенно ещё было интересно, что у одних людей это же заболевание вело к деградации и распаду, а у Гейне - к духовному оздоровлению.
Reply
Reply
Leave a comment