Изменение человеческой культуры заметнее для глаза, чем эволюция живых организмов - особенно сегодня, когда культура радикально преобразуется уже при жизни одного поколения. Но, если механизм биологической эволюции мы уже более или менее выяснили, то о культурной, увы, этого не скажешь.
Книжка Алекса Месуди - скорее эмоциональный призыв к ее
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Всякие мистики и прочие каббалисты на полном серьезе верят в "секретные имена б-га" и прочие подобные вещи.
Стеб стебом, а гипноз вполне реален. Так почему гипноз не может осуществляться через чтение книг или слушание мемов из всех утюгов?
Также реально то, что идеи как-то овладевают массами даже в случае отсутствия пропаганды этих идей, если что-то "созрело", то часто происходит одновременное независимое открытие несколькими исследователями.
Reply
Именно это и случилось, как Вы помните, с Дорианом Греем: прочитав некую мистическую книгу, он стал совершенно другим человеком. Заглавие этой книги и имя автора в романе не названы, но биографы Уальда считают, что он имел в виду "Наоборот" Гюисманса :)
Правда, обычно, говоря о книгах, мы не употребляем слово "гипноз", а просто считаем, что книга произвела на нас сильное впечатление. А о внушении мыслей как раз будет мой следующий пост, так что оставайтесь на линии!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Я догадываюсь, что прогрессивный Докинз хочет чувствовать себя просветителем. Он не любит религию и империализм, и соответственно представляет себе, как он приходит к верующим и империалистам, просвещает оных (его просвещение наверное можно сравнить с антивиральными лекарствами, ели мемы - аналоги вирусов?) и они отбрасывают свои заблуждения после чего, вылеченные, шеренгами идут в светлое будущее. Что-то типа
Больные, бестолковые
С лопатами совковыми
Шеренгами встают...
Рядясь в плащи немаркие,
С немецкими овчарками
Гуляют пастухи.
Если предположить, что люди от религии получают пользу, то их не просветишь.
Reply
Проблема в том, что это очень трудно выяснить, в частности, потому, что, даже если какое-то общество уже очень атеистическое сейчас (как, например, скандинавские страны), оно было религизным долгое время в прошлом, и это могло сказаться на его "общественном бессознательном".
Мысль Докинза, что отбор действует не только на уровне конечного продукта (белка или даже всего организма в биологии и человеческого поведения в социологии), но и на уровне самой репликации, кажется мне разумной. Теотеритически действительно можно представить себе ситуацию, когда легкость копирования компенсирует или даже превозмогает недостатки получающегося продукта и тем самым дает конкурентное преимущество (нечто подобные мы наблюдаем, например, с китайскими дешевыми товарами, заполонившими рынок). Другое дело, что выяснить в каждом конкретном случае, на каком именно уровне действует отбор, не так-то просто.
Reply
Leave a comment