Популярное изложение идеи Джона Уилера
«It from bit» («Все из бита»), уже давно меня интригующей, нашлось в
книжке Леонарда Сасскинда. Сасскинд знал Уилера лично и отзывается о нем с восторгом как о выдающемся мыслителе. Но у меня все равно возникли сомнения.
(
Или пациент жив, или он умер )
Comments 211
Reply
А кто кажется Вам более авторитетным физиком?
Reply
имеется ввиду не стоило ему выходить за пределы области, где он разбирается, т.е. за пределы физики
согласен, что мою фразу можно было понять иначе
Reply
Reply
Reply
С этим вряд ли кто-то будет спорить, но это отнюдь не мешает нам строить умственные модели мира "как он есть".
"Может быть, в этом как раз и заключается мысль Уилера"
Напрямую Уилер не цитирует Гейзенберга и фон Ноймана в своей статье (вернее, цитирует, но по другому поводу), но определенно к такому выводу его привела именно квантовая механика. Он предлагает заменить линейную цепь причинности замкнутым циклом: "Physics gives rise to observer-participancy; observer-participancy gives rise to information; and information gives rise to physics". Все бы хорошо, но я не понимаю, что же он имеет в виду под "observer-participancy" и под "physics". А Вы понимаете?
Reply
Мир и наши заключения о нем - все-таки разные вещи. Отождествить эти вещи попытался Витгенштейн, но у него получилось не очень убедительно. Не спорю, что некоторая степень объективности в наших знаниях о мире всё-таки есть (технический бум - тому свидетельство). Однако мне кажется, что весь этот успех, по большей части, имеет место не как следствие понимания нами чего-то онтологически глубинного о мире, а представляет собой результат упорядочения знаний о внешних отношениях между явлениями ("если будешь делать так, то получится сяк"). Никто не мешает построить иное здание науки с такой же предсказательной силой, только упорядочив при этом знания по-другому. На меня в своё время произвело впечатление вот это интервью.
Reply
Вероятно, Вы правы, и именно поэтому Уилеру нужно еще и "participancy", одного "наблюдения" недостаточно.
"Мир и наши заключения о нем - все-таки разные вещи"
Безусловно, и хорошая аналогия здесь - местность и ее карта.
"Никто не мешает построить иное здание науки с такой же предсказательной силой, только упорядочив при этом знания по-другому"
Совершенно верно. Будь мы, например, слепыми, наша наука была бы несколько иной.
"На меня в своё время произвело впечатление вот это интервью"
Да, у того интервьюируемого совершенно адекватное понимание сущности "законов природы" - даром, что он математик, а не естествоиспытатель :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Насколько я понимаю, Уилер так не думает (а тех, кто так думает, мне хочется спросить, а что же представляет собой и откуда взялся этот компьютер, на котором осуществляется эта программа?). Он вроде говорит об обычном физическом мире, но предлагает заменить линейную цепь причинности замкнутым циклом: "Physics gives rise to observer-participancy; observer-participancy gives rise to information; and information gives rise to physics". Только вот я не понимаю, что такое "observer-participancy", отличное от "physics". А Вы понимаете?
Reply
А что касается программы и компьютера, то программа же и без компьютера существует. Так же, как стихотворение существует без читателя. чтеца-декламатора и даже без книжной страницы. на которой оно напечатано
Reply
Давайте проделаем такой мысленный эксперимент (по счастью только мысленный) - уничтожим все носители какого-либо стихотворения (при этом не обязательно уничтожать чтеца-декламатора - что мы звери какие? - достаточно "выжечь", да и то в рамках мысленного эксперимента, некоторые нейронные связи в его мозгу).
Стихотворение перестанет существовать.
Reply
Reply
именно в силу их количества, закон больших чисел должен привести к той организации, которую мы имеем. как при складывании головоломки-паззла: итоговая картинка только одна, ничего другого получиться просто не может.
такая бесструктурность не укладывается в представление о равномерном потоке времени со сплюснутой в одну точку настоящего "реальностью" и с двумя несуществующими мирами - прошлым/будущим.
в бессвязном многообразии событий "рассыпается" время.
в "рассыпанном" бесструктурном существовании элементарных событий такая идеальная схема "равномерного потока" отпадает сама собой и возникает только как нечто выводное - вместе с возникновением порядка.
не существует какого-то такта времени, взятого самого по себе, он может быть задан и обеспечен именно самими событиями.
( по следам обсуждения в ру-философи 10 лет назад )
Reply
Насколько я понимаю, "стрела времени" задается вторым началом термодинамики. Правильно ли я поняла, что Вы предлагаете от него отказаться? Если да, то на каком основании?
Reply
идеал "жесткого" закона, основанного на необходимом переходе от причины к следствию, стал шататься.
физика должна отказаться от своего невыполнимого идеала гордого несгибаемого постоянства.
( оттуда же, из ру-философи )
Reply
Leave a comment