Если кукла выйдет плохо

Mar 07, 2018 10:00



Если когда-то мы практиковали стерилизацию «неполноценных», то теперь намереваемся исправлять наследственные дефекты путем генной инженерии. Против этого мало кто возражает, но вот как насчет того, чтобы пойти дальше - к улучшению человеческой природы?



Понятно, что этой технологией, как и любым изобретением, сначала смогут воспользоваться только самые обеспеченные - но допустим, мы уже нашли способ сделать ее общедоступной. Предположим также, что мы уже убедились в полном отсутствии вредных побочных эффектов. Но и при соблюдении этих условий сама идея «детей на заказ» (designer babies) у многих вызывает смутное беспокойство.

Гарвардский «публичный философ» Майкл Сэндел в своей книжке пытается разобраться в его причинах. Первое возражение: возможность родителей редактировать наследственность детей лишает последних свободы выбора. Но разве мы не пытались манипулировать генотипом своего потомства уже с начала времен - выбирая партнеров для размножения?

И разве наши нынешние методы воспитания не ущемляют детскую свободу? Сэндел пишет о профессиональных спортсменах, а мне вспоминаются разговоры людей, причастных к балету. Почти все они убеждены, что тут не обойтись без родительского принуждения: чтобы преуспеть в этой профессии, начинать тренироваться надо рано - в том возрасте, когда дети еще не могут осознанно принимать такие решения.

А вот второй аргумент мне, как и автору, кажется более серьезным. Сегодня сознание, что наши успехи - не только наша собственная заслуга, но и результат случайной удачи в генетической лотерее (или, если угодно - Божий дар), заставляет нас быть милосердными по отношению к тем, кому повезло меньше. А сумеем ли мы удержаться от бесчинств, если устраним этот элемент случайности? Может, и правда

...Лучше поклоняться данности
С убогими ее мерилами,
Которые потом по крайности
Послужат для тебя перилами
(Хотя и не особо чистыми),
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой выщербленной лестнице?

С другой стороны (добавлю уже только от себя), разве возможность задавать генотип наших детей исключит неопределенность в их развитии? Ведь работа генов, в свою очередь, зависит от среды, далеко не все аспекты которой мы можем контролировать. Не будет ли этого достаточно для того, чтобы мы не окончательно зазнались?



Мать: «Мы выбрали для тебя сперматозоид из банка спермы гениев!»
Отец: «Мы получили для тебя яйцеклетку через веб-сайт супермодели!»
Ребенок: «И какое мне теперь дело до вас, двух тупых уродов?»
(карикатура Tom Toles / Washington Post
из статьи Bonnie Steinbock в журнале «Ланцет»)

quo vadis

Previous post Next post
Up