Дай, Пушкин, мне свою певучесть

Feb 04, 2018 22:00



Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого предоставил уважаемый nebos_avos. Это уже не про верлибр, а совсем наоборот!

Свою раскованную речь )

стихи про меня

Leave a comment

noname_rambler February 5 2018, 06:00:34 UTC
Ой, спойлер, сорри... Срочно удаляю свой вумный комент...
Вам просто нужно скринить коменты - для чистоты эксперимента.

Reply

egovoru February 5 2018, 13:15:39 UTC
Спасибо за то, что ответили - и за то, что убрали комментарий. Он сохранился у меня в почтовом ящике. Да, у меня пока мало опыта в проведении подобных опросов. Я даже не знаю, как можно сделать автоматический скрининг всех комментариев к посту?

А кнопки-то Вы нажали? Если нет, сделайте, пожалуйста: мы, опять же, не проводим конкурс, а проверяем некую гипотезу о природе поэзии, и тут важны не индивидуальные достижения, а статистика :)

Reply

noname_rambler February 5 2018, 13:21:58 UTC
нажал

Reply

noname_rambler February 5 2018, 13:26:44 UTC
как можно сделать автоматический скрининг
да там же кнопка есть в редакторе "новой записи": "скрыть комментарии" - "все"
потом нажмёте на неё - раскроете

Reply

egovoru February 5 2018, 13:43:38 UTC
Спасибо, в следующий раз так и сделаю. Но в данном случае скрытие комментариев (или самих результатов полла, уж если на то пошло) не так уж существенно: у первой части вообще нет правильного ответа, а у второй - есть, но кто сказал, что большинство не может шагать не в ногу? :)

Reply

noname_rambler February 5 2018, 13:38:55 UTC
а природа поэзии у Пушкина описана, в стихотворении Осень

Reply

egovoru February 5 2018, 13:55:03 UTC
Ну, у него там только констатация факта: "Громада двинулась и рассекает волны" :)

Уважаемый nebos_avos, вслед за стиховедом Еленой Невзглядовой, полагает, что можно найти какой-то объективный критерий, по которому можно отличить "поэзию" от "стихов" (под которыми мы договорились понимать любой текст, разделенный на отдельные строчки). Я же думаю, что такого критерия найти нельзя: по-моему, поэзия - это то, что действует на нас, как поэзия :) А как по-Вашему?

Reply

nebos_avos February 5 2018, 17:03:32 UTC
Не совсем так: критерий этот субъективный хотя бы "по происхождению". Но если картину восприятия (что и как мне слышится) уподобить показанию прибора, то можно, пожалуй, его счесть объективным.

Reply

egovoru February 6 2018, 13:14:34 UTC
Прибор, однако, покажет одно и то же значение независимо от того, кто именно его использует (при условии достаточной компетентности этого использующего, конечно).

Со стихами не так: мы не можем говорить здесь о какой-то компетентности. Разумеется, человек, прочитавший в своей жизни миллион стихотворений, будет воспринимать миллион первое иначе, чем тот, кто до того прочел только десять, но я бы не стала называть первого более "компетентным". Более образованным - да.

Reply

noname_rambler February 5 2018, 19:20:04 UTC
У него показано, как поэзия возникает.
Осень - любимая пора, особое настроение, соответствующее любимый поре, гармонизация чувств и мыслей, затем - "коня подводят", прозаизм привычек бытия тоже немаловажен, ну и - из всего этого вырастает поэтическое настроение (ближе к вечеру), состояние, когда - "минута и стихи свободно потекут".
Или не потекут:) тогда можно почитать чужие или вспомнить, что осело в памяти из чужих. То есть - лирическое состояние, понимаем же мы, что это такое?
Ну а формальный критерий... не знаю... как его можно выделить? Размер, ритм, рифма - всего этого может и не быть, не обязательно совершенно. Хотя - как-то само собой появляется:) Тот же верлибр кажется мне более натужным, менее естественным (в процессе возникновения стиха), чем ямбы и хореи. То есть верлибра нужно строго придерживаться, "не дай Бог не верлибр, не дай Бог на правильный ямб или амфибрахий собьёшься".

Reply

egovoru February 6 2018, 13:36:31 UTC
"То есть верлибра нужно строго придерживаться, "не дай Бог не верлибр, не дай Бог на правильный ямб или амфибрахий собьёшься"

Мне-то вообще кажется, что все верлибры, которые мы воспринимаем как поэзию, достигают этого эффекта только за счет сохранившихся в них остатков метрики :)

Reply

nebos_avos February 6 2018, 17:00:18 UTC
Нет, этого мало. Прежде я ведь Вам написал: "остатки метрики" можно найти в каком угодно достаточно длинном тексте. Но что у верлибра должен быть ритм - пусть и не "вычисляемый", а только ощущаемый - это несомненно, иначе он не поэзия

Reply

egovoru February 7 2018, 00:17:11 UTC
А в каком именно смысле Вы понимаете "ритм" в приложении к верлибру - т.е., что именно должно у него ритмически чередоваться?

Reply

nebos_avos February 7 2018, 06:54:13 UTC
Не знаю, что ответить! Могу только повторить: ритм чувствуется, хотя и не всегда "вычисляется". У стиховедов, может, иначе, а у меня - так.

Reply

egovoru February 7 2018, 13:35:05 UTC
Я согласна с Вами, что у хороших верлибров - да и у хорошей прозы! - определенно чувствуется некий ритм, и не просто чувствуется, а он-то, надо думать, в значительной мере и обеспечивает их выразительность ( ... )

Reply

nebos_avos February 7 2018, 14:45:57 UTC
Возможно, этим занимаются. Хотя до меня не доходило.

Reply


Leave a comment

Up