Начав экспериментировать с восприятием поэзии, я уже не могу остановиться :) Предлагаю вам, дорогие читатели, еще один опыт, материал для которого предоставил уважаемый nebos_avos. Это уже не про верлибр, а совсем наоборот!
Спасибо за то, что ответили - и за то, что убрали комментарий. Он сохранился у меня в почтовом ящике. Да, у меня пока мало опыта в проведении подобных опросов. Я даже не знаю, как можно сделать автоматический скрининг всех комментариев к посту?
А кнопки-то Вы нажали? Если нет, сделайте, пожалуйста: мы, опять же, не проводим конкурс, а проверяем некую гипотезу о природе поэзии, и тут важны не индивидуальные достижения, а статистика :)
как можно сделать автоматический скрининг да там же кнопка есть в редакторе "новой записи": "скрыть комментарии" - "все" потом нажмёте на неё - раскроете
Спасибо, в следующий раз так и сделаю. Но в данном случае скрытие комментариев (или самих результатов полла, уж если на то пошло) не так уж существенно: у первой части вообще нет правильного ответа, а у второй - есть, но кто сказал, что большинство не может шагать не в ногу? :)
Ну, у него там только констатация факта: "Громада двинулась и рассекает волны" :)
Уважаемый nebos_avos, вслед за стиховедом Еленой Невзглядовой, полагает, что можно найти какой-то объективный критерий, по которому можно отличить "поэзию" от "стихов" (под которыми мы договорились понимать любой текст, разделенный на отдельные строчки). Я же думаю, что такого критерия найти нельзя: по-моему, поэзия - это то, что действует на нас, как поэзия :) А как по-Вашему?
Не совсем так: критерий этот субъективный хотя бы "по происхождению". Но если картину восприятия (что и как мне слышится) уподобить показанию прибора, то можно, пожалуй, его счесть объективным.
Прибор, однако, покажет одно и то же значение независимо от того, кто именно его использует (при условии достаточной компетентности этого использующего, конечно).
Со стихами не так: мы не можем говорить здесь о какой-то компетентности. Разумеется, человек, прочитавший в своей жизни миллион стихотворений, будет воспринимать миллион первое иначе, чем тот, кто до того прочел только десять, но я бы не стала называть первого более "компетентным". Более образованным - да.
У него показано, как поэзия возникает. Осень - любимая пора, особое настроение, соответствующее любимый поре, гармонизация чувств и мыслей, затем - "коня подводят", прозаизм привычек бытия тоже немаловажен, ну и - из всего этого вырастает поэтическое настроение (ближе к вечеру), состояние, когда - "минута и стихи свободно потекут". Или не потекут:) тогда можно почитать чужие или вспомнить, что осело в памяти из чужих. То есть - лирическое состояние, понимаем же мы, что это такое? Ну а формальный критерий... не знаю... как его можно выделить? Размер, ритм, рифма - всего этого может и не быть, не обязательно совершенно. Хотя - как-то само собой появляется:) Тот же верлибр кажется мне более натужным, менее естественным (в процессе возникновения стиха), чем ямбы и хореи. То есть верлибра нужно строго придерживаться, "не дай Бог не верлибр, не дай Бог на правильный ямб или амфибрахий собьёшься".
"То есть верлибра нужно строго придерживаться, "не дай Бог не верлибр, не дай Бог на правильный ямб или амфибрахий собьёшься"
Мне-то вообще кажется, что все верлибры, которые мы воспринимаем как поэзию, достигают этого эффекта только за счет сохранившихся в них остатков метрики :)
Нет, этого мало. Прежде я ведь Вам написал: "остатки метрики" можно найти в каком угодно достаточно длинном тексте. Но что у верлибра должен быть ритм - пусть и не "вычисляемый", а только ощущаемый - это несомненно, иначе он не поэзия
Я согласна с Вами, что у хороших верлибров - да и у хорошей прозы! - определенно чувствуется некий ритм, и не просто чувствуется, а он-то, надо думать, в значительной мере и обеспечивает их выразительность
( ... )
Вам просто нужно скринить коменты - для чистоты эксперимента.
Reply
А кнопки-то Вы нажали? Если нет, сделайте, пожалуйста: мы, опять же, не проводим конкурс, а проверяем некую гипотезу о природе поэзии, и тут важны не индивидуальные достижения, а статистика :)
Reply
Reply
да там же кнопка есть в редакторе "новой записи": "скрыть комментарии" - "все"
потом нажмёте на неё - раскроете
Reply
Reply
Reply
Уважаемый nebos_avos, вслед за стиховедом Еленой Невзглядовой, полагает, что можно найти какой-то объективный критерий, по которому можно отличить "поэзию" от "стихов" (под которыми мы договорились понимать любой текст, разделенный на отдельные строчки). Я же думаю, что такого критерия найти нельзя: по-моему, поэзия - это то, что действует на нас, как поэзия :) А как по-Вашему?
Reply
Reply
Со стихами не так: мы не можем говорить здесь о какой-то компетентности. Разумеется, человек, прочитавший в своей жизни миллион стихотворений, будет воспринимать миллион первое иначе, чем тот, кто до того прочел только десять, но я бы не стала называть первого более "компетентным". Более образованным - да.
Reply
Осень - любимая пора, особое настроение, соответствующее любимый поре, гармонизация чувств и мыслей, затем - "коня подводят", прозаизм привычек бытия тоже немаловажен, ну и - из всего этого вырастает поэтическое настроение (ближе к вечеру), состояние, когда - "минута и стихи свободно потекут".
Или не потекут:) тогда можно почитать чужие или вспомнить, что осело в памяти из чужих. То есть - лирическое состояние, понимаем же мы, что это такое?
Ну а формальный критерий... не знаю... как его можно выделить? Размер, ритм, рифма - всего этого может и не быть, не обязательно совершенно. Хотя - как-то само собой появляется:) Тот же верлибр кажется мне более натужным, менее естественным (в процессе возникновения стиха), чем ямбы и хореи. То есть верлибра нужно строго придерживаться, "не дай Бог не верлибр, не дай Бог на правильный ямб или амфибрахий собьёшься".
Reply
Мне-то вообще кажется, что все верлибры, которые мы воспринимаем как поэзию, достигают этого эффекта только за счет сохранившихся в них остатков метрики :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment