Приходит в мысль, что, если это проза

Jan 29, 2018 07:21



Литературоведы не могут решить, считать ли верлибр особым типом стихов или все-таки прозы? У него нет ни рифм, ни метра: единственное, что роднит его с «настоящей» поэзией, это наличие собственно стихов - то есть, разбиение текста на отдельные строчки. Но насколько оно произвольно? Сама я уже послужила подопытным кроликом в эксперименте уважаемого Read more... )

стихи про меня

Leave a comment

gomazkov January 29 2018, 13:34:10 UTC
Не очень удачный пример: почти правильный амфибрахий, даже не дольник - его как ни разбивай, всё равно на стихи похоже будет.)

Reply

egovoru January 29 2018, 13:55:57 UTC
Пример предоставил Мессала :) Я осмелилась утверждать в его журнале, что и в верлибре разбиение на строчки довольно однозначно, но быстро поняла, что я, собственно, имела в виду просто стихи без рифмы, типа "Когда вы стоите на моем пути" или "Теперь так мало греков в Ленинграде". Там, действительно, разбиение на строчки легко "просчитывается" читателем, и это так и задумано авторами.

Эти примеры - строго говоря, не верлибр: верлибр вообще не предполагает метрики, деление на строчки задается только интонацией. В другом стихотворении, которое мне предложил Мессала, я угадала окончания строк только тогда, когда они совпадали с окончанием предложений. Посмотрим, что получится с этим текстом :) Не хотите предложить свой вариант? Чем больше участников, тем лучше.

Reply

gomazkov January 29 2018, 14:02:34 UTC
Вы знаете, зная поэтов не понаслышке, я знаю и то, что они в массе своей пишут так, как захочет их левая пятка.) Давайте, раз уж надо, я хоть выпендрюсь?

срезая, качаясь слегка, как
столкнутся сейчас - «озаря - сизари», как
«железо» из книги в осеннее утро
на белой странице, и сразу -
осеннее поле, тропинки, ворота, село;
а белое в памяти: дальше меня, за
спиной, чуть касаясь сугробов,
здесь не увидим, но знаем;
здесь, как под облаком ветка,
проведшая лето на крыше
вагона, врасплох хорошо и светло,
словно прячут частями движенья
девичьего детства в углу
водолинии

;)
На мой вкус - при таком разбитии стихи не стали ещё бессмысленнее.)

Reply

egovoru January 29 2018, 14:06:56 UTC
Спасибо! Главный вопрос тут, конечно, в том, насколько "неочевидное" разбиение на строки влияет на восприятие, но нашим экспериментом это не проверишь. Мессала, кажется, не готов считать верлибр поэзией, но его критерий - что верлибр плохо запоминается наизусть - не кажется мне достаточно убедительным. Кто сказал, что стихи - это то, что хорошо запоминается наизусть? :)

Reply

gomazkov January 29 2018, 14:09:07 UTC
Я бы не сказал, что приведённое стихотворение - верлибр: в нём звучит отчётливый трёхсложный размер, а истинный верлибр, если уж на то пошло, должен быть подчёркнуто неритмичен внутри.)

Reply

egovoru January 29 2018, 14:11:27 UTC
Вы совершенно правы. Если пришлете текст настоящего верлибра, можем подвергнуть испытанию и его!

Reply

gomazkov January 29 2018, 14:15:06 UTC
Да ради Бога:

Она пришла с мороза, раскрасневшаяся, наполнила комнату ароматом воздуха и духов, звонким голосом и совсем неуважительной к занятиям болтовней. Она немедленно уронила на пол толстый том художественного журнала, и сейчас же стало казаться, что в моей большой комнате очень мало места. Всё это было немножко досадно и довольно нелепо. Впрочем, она захотела, чтобы я читал ей вслух "Макбета". Едва дойдя до пузырей земли, о которых я не могу говорить без волнения, я заметил, что она тоже волнуется и внимательно смотрит в окно. Оказалось, что большой пестрый кот с трудом лепится по краю крыши, подстерегая целующихся голубей. Я рассердился больше всего на то, что целовались не мы, а голуби, и что прошли времена Паоло и Франчески.

Reply

messala January 29 2018, 16:06:58 UTC
А вот Блока разобьют гораздо успешнее, чем Айги, думаю. Сопоставимые синтаксич

Reply

gomazkov January 29 2018, 16:10:08 UTC
Во всяком случае, в таком виде это - качественная русская проза, чего про Айги сказать никак нельзя.

Reply

messala January 29 2018, 16:55:06 UTC
"Качественная проза" - это примерно как "крепкая тройка". В случае этого конкретного Блока примерно так и есть.

Но мы же здесь о формальном, а не о вкусах.

Reply

gomazkov January 29 2018, 17:25:37 UTC
Да.)

Reply

egovoru January 30 2018, 00:51:41 UTC
Послала Вам в личку промежуточные итоги - сначала для 5 участников, потом для 6 (включила также собственно разбиения - чтобы все были в одном месте).

Уже выявилось нечто примечательное: некоторые авторские разбиения распознают почти все участники, зато некоторые другие - почти никто. Очевидно, первые - это границы предложений, а последние - чистый авторский произвол. Автор может его навязывать читателю с тем, чтобы подчеркнуть смысл какого-то слова и т.д. - как Маяковкий и Ко располагали рифмованные стихи лесенкой.

Тот факт, что читатели не могут уловить неоторых авторских разбиений, мне кажется, ничего не говорит о том, следует ли зачислять предложенный текст в стихи, или нет: ведь графическое оформление может существенно влиять на восприятие - собственно, на этом ведь и настаивают творцы верлибров?

Reply

egovoru January 30 2018, 02:02:09 UTC
Я тем временем вспомнила настоящий верлибр, где, похоже, никаких следов метра нет (или я просто не слышу?). Но вот что интересно: у автора - если верить интернету, а книжки, увы, у меня под рукой нет - это выглядит так (привожу не полностью, т.к. в конце там и рифмы появляются):

В последний месяц осени,
На склоне
Горчайшей жизни,
Исполненный печали,
Я вошел
В безлиственный и безымянный лес.
Он был по край омыт
Молочно-белым
Стеклом тумана.
По седым ветвям
Стекали слезы чистые,
Какими
Одни деревья плачут накануне
Всеобесцвечивающей зимы.

Но у меня в памяти это стихотворение хранится с совершенно другой разбивкой:

В последний месяц осени, на склоне
Горчайшей жизни,
Исполненный печали, я вошел
В безлиственный и безымянный лес.
Он был по край омыт молочно-белым
Стеклом тумана. По седым ветвям
Стекали слезы чистые, какими
Одни деревья плачут накануне
Всеобесцвечивающей зимы.

В таком виде, после небольшого сбоя вначале, это стихотворение становится довольно ритмическим, разве нет?

Reply

messala January 30 2018, 04:08:14 UTC
Потому что это ямб.
Кстати, характерно, что в русской поэзии пример настоящего верлибра найти не так-то просто. Не прижились они у нас.

Reply

egovoru January 30 2018, 04:28:10 UTC
Да, ямб, но очень сильно "замаскированный": скажем, "в безлиственный и безымянный лес" - это -/-----/-/, то есть, целых два ударных слога подряд пропущено, и в некоторых других строчках тоже так ( ... )

Reply

noname_rambler January 30 2018, 05:38:33 UTC
В последний месяц осени, | на склоне - обязательно должна быть цезура!
Стекали слезы чистые, | какими | одни деревья плачут накануне - и здесь тоже
Она играет в восприятии стиха чуть ли не важнейшую роль - важнее рифмы во всяком случае.

Вспомните, как Маяковский издевался над теми, кто не понимал смысла его "лесенки"
"довольно стыдно мне пред гордою полячкой унижаться"
Я когда смотрел шедевр Мирзоева, ждал - как будет произнесено?
А вот именно так : довольно стыдно мне... то есть ему "довольно стыдно", так, по интеллигентски несколько... - "пред гордою полячкой"...

после небольшого сбоя - вот эти "сбои" и задают настоящий ритм стиху, там, в оригинале, всё правильно с разбивкой...

Reply


Leave a comment

Up