Нигде кроме

Sep 27, 2017 11:00



Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась равнодушной к его поэзии. Я не в силах разделить его страсть к épater le bourgeois, проникнуться презрением к «обывателю» и «мещанству», как не могу и согласиться, что «единица - вздор, единица - ноль».

Как в Моссельпроме )

стихи про меня

Leave a comment

alex_new_york September 29 2017, 02:25:09 UTC
Из книги Павла Фокина "Маяковский без глянца", собравшей воспоминания о поэте множества современников, я узнал о Маяковском намного больше. А книга Дмитрия Быкова рассказала мне скорее о Быкове, чем о Маяковском. Что достаточно ожидаемо: и поэт, и литературовед - существа автоцентричные, выстраивающие из своего мироощущения и миропонимания всю окружающую вселенную.

А Маяковский - удивительный поэт. В его беспрецедентной идеологизированности, по поводу которой кто только ни вздыхал, мне видится не достойная сожаления слабость замечательного во всех остальных отношениях поэта, а как раз ключ к пониманию его личности и творчества. Без Маяковского-революционера Маяковский-поэт не состоялся бы. Был бы поэт вроде Волошина, чуть более авангардный и резкий, но все равно слишком театрально-постановочный, чтобы вызывать доверие. А Маяковский-революционер с его совершенно реальной непримиримостью и совершенно реальным, не бутафорским трагизмом придал Маяковскому - поэту совершенно иной уровень убедительности.

Reply

egovoru September 29 2017, 11:32:46 UTC
"книга Дмитрия Быкова рассказала мне скорее о Быкове, чем о Маяковском ( ... )

Reply

alex_new_york September 30 2017, 23:34:27 UTC
Все революционеры призывали к насилию. И не одни революционеры. Мировые религии с их репрессиями против еретиков, кровавыми войнами с конкурирующими конфессиями и бойни в отношении неверных в этом преуспели ничуть не меньше. Объяснять это простым "отсутствием морального компаса", на мой взгляд, не вполне убедительно, особенно - учитывая, что очередное живодерство обычно затевалось именно в целях внедрения новых моральных норм. За одну только традицию уважения к собственности и к деловому образу жизни Европа на заре зарождавшегося капитализма заплатила сотнями тысяч повешенных воров и бродяг.

Трагизм, парадоксальность и противоречивость эволюции "морального компаса", мне кажется, в том и состоит, что редкие попытки улучшения человеческой морали обходились без зверств.

Reply

egovoru October 1 2017, 00:11:26 UTC
"улучшение человеческой морали почти всякий раз шло через невероятные зверства"

А не могли бы Вы привести какие-то конкретные исторические примеры, чтобы пояснить свою мысль? Потому что мне-то кажется, что зверства всегда приводили только к еще большим зверствам, пока, наконец, не истощались силы и не приходилось начинать все сначала - то есть, терпеливо строить то, что одна монахиня, с которой была знакома мать Марины Цветаевой, назвала "круговой порукой добра ( ... )

Reply

alex_new_york October 1 2017, 01:59:40 UTC
"«улучшение человеческой морали почти всякий раз шло через невероятные зверства ( ... )

Reply

egovoru October 1 2017, 12:15:33 UTC
"на фоне европейских методов насаждения уважения к собственности, закону и порядку российские были на удивление либеральны"

Тут я могу только поверить Вам на слово - сама я вовсе не специалист по истории права. Но насколько обоснованно Ваше утверждение? У Вас действительно есть перед глазами два параллельных исторических документа, два свода законов? Я посмотрела текст по ссылке, но там такого анализа нет: там просто перечисляются ужасы английских законов, без сравнения с соответствующими российскими. Я опасаюсь, что утверждение об особенной мягкости российских законов может оказаться из серии "Россия - родина слонов".

У меня сложилось впечатление, что законы во всех странах эволюционировали от более жестоких к менее жестоким. Я где-то читала, что даже ветхозаветное "око за око" - это пример не жестокости закона, а наоборот, попытка ограничить законодательно степень мести, потому что до этого за выбитый у жертвы глаз обидчика просто убивали.

Наконец, жестокость законов - это не самая, на мой взгляд, опасная жестокость. Ведь закон ( ... )

Reply

alex_new_york October 1 2017, 14:25:38 UTC
Сравнительным анализом исторических документов я не занимался. Если заглянуть в нашу с Вами любимую Википедию, то можно сравнить историю применения смертной казни в Европе и в России ( ... )

Reply

egovoru October 1 2017, 14:55:48 UTC
"связь между изначальной мягкостью российских законов на фоне европейских - и культурных различиях между Европой и Россией в отношении к собственности, закону и порядку ( ... )

Reply

alex_new_york October 1 2017, 16:17:55 UTC
Я убежденный противник смертной казни - впрочем, как и любых иных форм возврата к средневековью, будь то клерикализация общества или реставрация монархии. Всё это мракобесие и дикость. Когда в доме то и дело вылетают пробки, нужно устранять причину, а не переходить на дрова и свечи. И когда в автомобиле барахлит двигатель, нужно менять его на более современный, а не возвращаться к паровой или конной тяге.

Но если общество в свое время не усвоило некоторые важные уроки, и это мешает ему развиваться, то важно найти эффективные современные способы восполнения этого пробела. Современные информационные и банковско-финансовые технологии создают множество новых технических возможностей для пресечения противоправной деятельности и внедрения стимулирующей экономико-технологическое развитие культуры. Возвращаться в средневековье для этого совершенно не обязательно.

Reply

egovoru October 1 2017, 18:06:11 UTC
"Современные информационные и банковско-финансовые технологии создают множество новых технических возможностей"

Вероятно, но я опасаюсь, что это как со всякой техникой: важно не просто ее приобрести, но научиться с ней обращаться. Культурный прогресс, по-видимому, состоит в вырабатывании полезных привычек, а на это нужно время. Возможно, какие-то технологии действительно могут ускорить этот процесс, но, если бы это было так просто, нам с Вами сейчас было бы нечего обсуждать.

Reply

egovoru October 1 2017, 00:33:43 UTC
"поэт вроде Волошина, чуть более авангардный и резкий, но все равно слишком театрально-постановочный, чтобы вызывать доверие"

А Волошин Вам кажется именно таким, театрально-постановочным? А мне Волошин нравится - мне кажется, он тоже был замечательным мастером в обращении со словом, хотя и в другом роде, чем Маяковский. Меня восхищает, например, такое:

И оставлял на дне степей
Меж чернобыльника и чобра
Быков обугленные ребра
И камни грубых алтарей.

Но я, видимо, вообще неравнодушна к аллитерациям, особенно если они звучат естественно (уже у другого поэта):

Я ломаю слоистые скалы
В час отлива на илистом дне,
И таскает осел мой усталый
Их куски на лохматой спине :)

Я даже у Брюсова люблю:

Близ медлительного Нила,
там, где озеро Мерида,
в царстве пламенного Ра,
Ты давно меня любила,
как Озириса Изида,
друг, царица и сестра!
И клонила пирамида
тень на наши вечера.

Дима Быков, кстати, поминает Брюсова-поэта добрым словом в своей книжке о Маяковском, а вот карьеры Брюсова "в ЛИТО и в Наркомпросе" он не касается ( ... )

Reply


Leave a comment

Up