Нигде кроме

Sep 27, 2017 11:00



Маяковский восхищает своим безупречным чувством языка и непревзойденным мастерством обращения со словом. И все-таки даже в юности я оставалась равнодушной к его поэзии. Я не в силах разделить его страсть к épater le bourgeois, проникнуться презрением к «обывателю» и «мещанству», как не могу и согласиться, что «единица - вздор, единица - ноль».

Как в Моссельпроме )

стихи про меня

Leave a comment

steblya_kam September 29 2017, 08:48:30 UTC
Про "свернуть головы канарейкам" - это же всё равно заказное. Маяковский сам признался, что ему пришлось наступать на горло собственной песне.
В "Послушайте" мне нравится вот этот лирический выверт - звёзды зажигаются потому, что об этом кто-то попросил:

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу, боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется - не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"

И вдруг становится понятно, что стихи-то про любовь. Про любовь совершенно космического масштаба, ради которой можно ворваться к богу и умолять его просить зажечь звёзды, чтобы любимому человеку не было страшно в темноте. Вот уж действительно, не вздохи на скамейке - тут вообще неясно, он и она, может, родитель и ребёнок, да хоть пара геев: нечто абсолютное, дистиллированная идея любви. От этих "ведь теперь тебе ничего, не страшно?" слёзы на глаза наворачиваются, может, потому, что я до 27 лет очень боялась темноты, а в советской культуре страх перед темнотой - нечто позорное, что подлежит высмеиванию.

Reply

egovoru September 29 2017, 11:47:16 UTC
"это же всё равно заказное"

Да, существует популярное мнение, что Маяковский писал подобные стихи "на заказ". Но из книжки Быкова (и он приводит достаточно документальных свидетельств этому) следует, что Маяковский ненавидел и презирал саму идею социального заказа, и никогда за него не брался! Весь обличительный пафос его стихов - его собственный, в том-то и беда. Ничего продажного в нем не было.

"любовь совершенно космического масштаба"

Гиперболизм, да. Быков пишет, что Маяковский не просто сочинял стихи "на слух", но прикидывал, как они будут звучать с эстрады. А меня, по-видимому, не привлекает такого рода "громкоговорительная" поэзия: я и к Евтушенко и Ко, подхвативших эту традицию в 60-х, вполне равнодушна.

Reply

steblya_kam October 1 2017, 06:26:06 UTC
Мало ли что Быков! Я же процитировала самого Маяковского - "наступать на горло собственной песне". Ну уж а "я хочу, чтоб в конце работы завком / запирал мои губы замком" - это же вообще жуть. Понятно, почему он застрелился. Это же трагедия колоссальная.
Гиперболизм, да. Быков пишет, что Маяковский не просто сочинял стихи "на слух", но прикидывал, как они будут звучать с эстрады. А меня, по-видимому, не привлекает такого рода "громкоговорительная" поэзия - уж чего-чего, а гиперболизма в этом стихотворении нет. Где же тут громкоговорительность - "ведь теперь тебе ничего? не страшно? да?". В нём как раз и замечательно то, что космический масштаб вырастает из камерности, без всяких гипербол. Когда Маяковский создаёт неологизмы с увеличительными суффиксами типа "хлебище" и орёт о том, как он "мир огромив мощью голоса, идёт красивый" - это действительно смешно.

Reply


Leave a comment

Up