Das Leben der Anderen

Nov 13, 2006 16:08

Жизнь других



Германия, 2005
Оригинальное название: Das Leben der Anderen
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк (Florian Henckel von Donnersmarck)
Продолжительность: 137 минут
В ролях: Ульрих Мюе в роли Герда Визлера (Ulrich Mühe: Gerd Wiesler), Себастиан Кох в роли Георга Дреймана (Sebastian Koch: Georg Dreyman), Мартина Гедек в роли Криста-Мария Зиланд (Martina Gedeck: Christa-Maria Sieland) и другие.
Официальный сайт фильма: www.movie.de/filme/dlda/

Новый немецкий фильм «Жизнь других» - это первая полнометражная работа немецкого режиссера и сценариста Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (Florian Henckel von Donnersmarck). Основное действие картины разворачивается в 1984 году в восточном Берлине. Фильм рассказывает о противостоянии Штази (органы государственной безопасности в ГДР) и культурной элиты того времени в борьбе за общечеловеческую свободу.

Фильм завоевал 4 награды Баварского Кинофестиваля 2005 года, а так же номинировался в 11 категориях, как лучший немецкий фильм 2006 года. Картина победила в 7 номинациях, среди которых: лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшая мужская роль, лучшая мужская роль второго плана.


Штази-агент, Герд Визлер получает от начальства новое задание - он должен установить непрерывную слежку за известынм в ГДР писателем Георгом Дрейманом. В самом начале Визлер даже не подозревает, что за всем этим скрывается изощренная интрига Министра Культуры Бруно Хемпфа, который хочет с помощью Штази устранить Дреймана и добиться таким образом жены писателя, известной актрисы Кристы-Марии Зиланд. Визлер со всей отвественностью немедленно приступает к новому заданию. В квартире писателя устанавливаются микрофоны, а на заброшенном чердаке дома устраивается центр прослушивания, где круглосуточно ведется прослушивание квартиры Дреймана двумя агентами, сменяющими друг-друга. Визлер - истинный патриот своей страны, профессионал высочайшего класса, знающий свое дело и ведущий беспощадную борьбу с врагами партии и социализма. Человек совершенно неприметный - ведь это суть его работы: смотреть, слушать, анализировать, делать выводы, докладывать, а самому при этом оставаться невидимым, быть незаметнее серой мышки.



Наблюдая с чердака за жизнью писателя, Визлер все больше и больше проникается симпатией к Дрейману и его жене. Обычная рутинная работа превращается для него во что-то большее, чем просто работа, исполнение долга. Визлер понимает, как пуста и бессмысленна его собственная жизнь.
А обнаружив, что за всеми этими поисками «врага родины» скрывается простое животное желание министра, обладать женой Дреймана, Визлер начинает задумваться о смысле всей системы, где он всего-лишь маленький винтик. Он понимает, что те, за кем он следит, и чьи судьбы и может быть даже, жизни зависят от одного его слова, от одной опечатки в рапорте, такие же патриоты, как и он сам, которые так же любят свою родину и хотят сделать ее лучше. Что они обычные люди со своими слабостями и недостатками. Но самое главное - они вместе, и они действительно любят друг-друга. И что эта любовь делает их сильными и помогает им выжить в этом сложном мире. Любовь и доверие помогают им даже преодалеть момент, когда Дрейман узнает, что его жена тайно встречается с министром. Жена признается, что делает это только для безопастности их семьи. Она «продается» изменяя своему мужу с министром, а Дрейман «продается» изменяя самому себе - ведь он пишет только то, что от него хочет государство, партия.



Постепенно Визлер перестает записывать в протоколе неосторожные варажения, а через некоторое время и вовсе начинает фальсицифицировать записи, придумывая диалоги и действия. Развязка фильма наступает когда Дрейман, после самоубийства одного своего друга, известного, но гонимого властью драматурга, решает написать статью в один из западных журналов о статистике самоубийств в восточной Германии. О том, что каждый гражданин страны может в любое время получить справку министерства статистики о том, сколько в стране производится стали или о количестве голов рогатого скота, но нигде и никогда он не получит сведений о количестве самоубийств. И что эта статистика вообще перестала вестись с тех пор, когда страна обогнала Венгрию по количеству самоубийств. Дрейман тайно пишет статью и с помощью своих друзей добивается публикации статьи в западном «Шпигеле». Публикация приводит в бешенство политических боссов ГДР, и Штази получет новое срочное задание - найти писателя, который написал эту статью. В процессе расследования, агенты выходят на Визлера и его подопечного Дреймана. Однако Визлеру удается спасти семью Дреймана от агентов Штази, ценой своей карьеры. Началник Визлера узнает о его причастности к этому делу, но доказать он уже ничего не может. В результате Визлера переводят в отдел цензирования писем, перевод в который означает потерю любых надежд на какое-либо продвижение по службе. Где и он и проработал несколько лет до объединения Германии, после которого Штази, как организация, вообще прекращает свое существование.



Только после развала берлинской стены и трагической гибели жены, Дрейман узнает, что его квартира была под наблюдением несколько лет, и хочет ознакомиться с протоколами прослушиваения квартиры. Читая объемные тома записей, он понимает, что своим спасением он обязан толко одному человеку - агенту с кодовым именем HGW XX/7.



Фильм заканчивется на том, что бывший агент Штази Визлер, который после объединения работает обычным разнозчиком рекламы, проходя мимо книжного магазина, замечает в ветрине огромный плакат, с лицом человека, за которым он следил. Плакат рекламировал новую книгу Дреймана «Соната о хорошем человеке». Визлер, зашел в магазин, что бы просто из любопытства посмотреть на эту книжку, и был очень удивлен, когда в самом начале книги было написано «Посвящается агенту HGW XX/7».

-- Вам завернуть книгу в подарочную упаковку?
-- Нет, спасибо. Это для меня...

Previous post Next post
Up