May 16, 2014 19:49
Наверное, это кощунство… Наверное, даже чудовищное. Но не секите голову сразу. Я про память. Про ту самую память, о которой пели и патетично говорили на пионерских митингах. Которой заклинали замполиты и парторги, в уроки которой неуловимо преобразовались школьные уроки истории. Мы должны были брать пример с героев прошлого и быть достойными их памяти. А я сижу и размышляю - зачем? Чтобы я, как герой прошлого, кинулся на амбразуру, если новый старшина не подвезет гранат в нужном количестве? Чтобы я волком смотрел на монгола и ждал от него подлостей, потому, что от Калки до Угры прошло больше двух сотен лет? Шестьсот лет назад? На монгола, сидящего напротив меня в метро и даже не плевавшего в моем присутствии? За то, что он, возможно, прямой потомок Субудай-багатура, Чагана или Джебэ-нойона?
Вы задумывались о том, насколько вредна героическая память и к чему она приводит? Попить пивка в пятницу вечером - отнюдь не порок. Хорошего пивка - тем более. И песни попеть - ноль криминала.
Но.
За одним столом сидят парни, и разговор у них зашел о героических делах дедов. Просто потому, что сами они погеройствовать всерьез еще не успели. И за другим столом - такие же парни, и те же разговорчики. По тем же причинам. И то, что бурлило и кипело семьдесят лет назад, кипит у них на устах и просто сотрясает воздух. Вреда, вроде, ноль.
Но столы рядом, а парни говорят на разных языках. На русском и немецком. Все громче. И, наконец, поворачиваются друг к другу. Хорошо, если найдется тот, кто шагнет к другому столу, подняв ладонь, и скажет на чужом языке: «Я хочу просто понять. Ведь я читал Ремарка…». И найдется тот, кто ответит: «Я тоже хочу. Ведь я читал Толстого…»
А если нет? Если они не знают чужих языков и им до ус….чки хочется быть героями? Достойными сами не знают чего? Ведь их учили разным историям, но офигенно героическим. И они их учили, многое запомнили, но вряд ли задумались о главном. О том, ЗАЧЕМ их этому учили. А учили их этому для того, чтоб их всегда можно было между собой стравить. Чтоб, когда цены на газ, скажем, перестанут устраивать Путина и Меркель, немецкие и русские парни опять полезли резать друг друга под единым знаменем, на котором написано: «Твой дед когда-то убил моего деда».
Войны начинаются по разным причинам, абсолютно чуждым и неизвестным тем, кто погибнет на этих войнах. Так какого рожна они соглашаются воевать? Может, если б не хотелось стать героем, не стыд оказаться недостойным памяти предков, так и не полез бы парень в драку с человеком, который НИКОГДА не причинял ему зла и не знал о его существовании?