В продолжение
предыдущего поста в очень общих чертах о том, как собственно эта модель делалась.
Модель БА-6 выполнена для проекта студии Graviteam «Халхин-Гол».
Изначально в плане значился БА-10. Однако, поскольку в моделистских кругах, там, где любят гоняться за миллиметрами, бытует мнение, что адекватных проекций на БА-10 не существует, я настоял на том, чтобы делать именно БА-6. Этот броневик не был для меня чем-то новым и неизвестным, как я думал. Уже страшно давно(лет 10 с лишним назад?) я склеил бумажную самоделку БА-6 в 72-м масштабе по чертежам Николая Поликарпова из М-Хобби. Те проекции мне казались правильными. Подкупала продуманная деталировка и, особенно, фраза про то, что чертежи выполнены по обмерам настоящего броневика из экспозиции ЦМВС. Но, видимо, 72-й масштаб не требовал, да и не позволял какой-то особой точности, а сам я тогда ещё не был столь критичным…
При работе над 3д-моделью вскоре начали возникать вопросы к чертежам. Так, бронелисты корпуса, которые должны были бы быть плоскими, оказывались изогнутыми, а при распрямлении их всех, корпус уже несколько не соответствовал проекциям. Фотографии музейного экспоната намекали на неправильные размеры башни или подбашенного листа корпуса. Кроме того башня на проекциях расположена под наклоном вперёд, что уже тогда казалось мне странным - как выяснилось позже, автор не учёл наклон пола корпуса броневика. Пристальное изучение немногих исторических снимков позволило выявить ещё ряд ошибок и сделать вывод о двух сериях производства БА-6(описанных в предыдущем посте), о чём вообще нигде, ни в какой литературе до сих пор не упомянуто даже намёком.
Забегая вперёд, вот разница между проекциями(фон и красный контур-первоначальная модель) и тем, что получилось в итоге у меня по обмерам настоящего броневика(зелёный контур).
Модель была закончена, но никакого удовлетворения от результата уже не получилось.
Некоторое время спустя мне выпал случай побывать в ЦМВС, где я сделал кое-какие замеры броневика. Проверка по ним модели показала, что неправильно всё, кроме, разве что, шасси. Принялся исправлять, но оказалось, что замеров было сделано недостаточно. Корпус броневика имеет весьма сложную геометрию. Потребовалось ещё три визита в музей, прежде чем удалось реконструировать БА-6(огромное спасибо моему папе и любимой супруге, оказавшим неоценимую помощь в процессе образмеривания!).
Замеры откладывались сплайнами в 3d max’е, сплайны размещались в пространстве исходя из промеренных углов между ними и предполагаемой формы корпуса, а по мере появления соседей, корректировались. Некоторые замеры были избыточны, но благодаря этому можно было себя проверять. В результате получился некий каркас, поверх которого уже построилась правильная геометрия корпуса.
С башней было отчасти по-другому. До некоторых основных размеров ещё можно дотянуться с земли, но на броневик в музее не залезешь, не промеришь крышу. Тут я пользовался фотографией. Есть такая функция в max’е, позволяющая подложить картинку фоном во вьюпорт(точнее, была, так как эту полезную, но и без того несколько криво реализованную функцию, в 2014-м max’е фактически привели в полную негодность, но над этим проектом я, к счастью, работал в 2008-м). Фотография подкладывается с помощью окна "Viewport Background"(вызывается по Alt+B) в максимально возможном своём размере и без искажения пропорций фоном во вьюпорт(режим Aspect Ratio - Match Bitmap). Важно, чтобы центр необрезанного фото совпал с центром вьюпорта. В режиме перспективы вьюпорт выставляется так, чтобы модель как можно ближе совпала с фотографией. Устанавливается камера, и ей уже делается точная настройка. Потом, во время моделирования, при необходимости можно переключиться в перспективу, покрутить модель, а затем снова вернуться к камере. Тут есть одна важная тонкость. Нужно установить фокусное расстояние камеры(параметр Lens) то же, с которым сделан подкладываемый снимок. Его можно узнать из EXIF фотографии, если она сделана современной цифровой камерой и не урезана постобработкой. Точнее, нужно знать эквивалентное фокусное расстояние. Например, в моём случае фокусное расстояние - 24мм, фото сделано камерой D90, имеющей кропфактор 1.5, значит, эквивалентное фокусное расстояние - 36мм. Впрочем, ЭФР тоже пишется в EXIF.
Тут нужно оговориться, что существуют ещё и оптические искажения объективов из-за которых, даже зная ЭФР, с подкладыванием фотографии под модель, размером с большую часть кадра, можно испытать некоторые трудности.
Если же узнать фокусное расстояние не представляется возможным, для адекватного результата придётся его угадывать.
Карта высот для колёс запекалась с хай-поли модели. Правда, я немного упростил себе задачу и надписи на шине накладывал в фотошопе.
Сначала я, недостаточно внимательно изучив матчасть, сделал неправильную, более позднюю шину(правая пара). Такие колёса широко появились только после 41-го года и ни как не могли быть в боях у реки Халхин-Гол. Сделал один из правильных вариантов(левая пара).
Но и первые колёса не пропадут - они будут использоваться для техники в «Миус-фронте».
Модель(поздний радийный БА-6) состоит из 16069 треугольников.