9-10 августа 2014 года в Рязанской областной научной библиотеке впервые прошёл представительный фестиваль современной русской поэзии, посвящённый памяти поэта Алексея Колчева. Название фестивалю дала последняя книга Колчева, а открытие было приурочено ко дню рождения поэта: 9 августа ему должно было исполниться 39 лет. Идея фестиваля принадлежала петербургскому поэту и литературтрегеру Дарье Суховей - она же и заключила фестивальную программу благодарностью организаторам и пожеланием долгой жизни новому начинанию (от фестиваля ожидают ежегодного продолжения). Организационная работа легла на плечи вдовы Колчева Ольги Самохваловой.
Важную часть фестиваля составили круглые столы, посвящённые трём важным для современной русской поэзии темам: соотношению лирического и социального, новым сдвигам в области ритмики и просодии и положению нестоличного автора, - модератор всех трёх дискуссий Дмитрий Кузьмин открывал каждую из них пояснением того вклада, который может внести в рассмотрение темы творческий опыт Алексея Колчева. Тон первому круглому столу задало развёрнутое выступление Виталия Лехциера, рассказавшего о том, что современное гуманитарное знание понимает социальность не как отдельную проблемно-тематическую зону, а как точку зрения, сфокусированную прежде всего на коммуникативном аспекте, - и в этом плане современная русская поэзия, всё более активно осваивающая диалогичность и полисубъектность, идёт рука об руку с современной мировой философией. В другом ракурсе предложила рассматривать вопрос Евгения Вежлян, размышлявшая о социальной природе бытования поэтического текста (будь то со стороны автора или со стороны читателя) как о ключе к пониманию социальности самого текста. Круглый стол, посвящённый поэту и поэзии в региональном контексте, прошёл под знаком обзорного выступления Евгения Прощина, всесторонне рассмотревшего проблемы и перспективы построения регионального поэтического сообщества на примере Нижнего Новгорода; тему противоречия между региональным и общенациональным контекстом в самоопределении поэта развивала Мария Галина, в выступлении Дмитрия Воробьёва (Чебоксары) ярко прозвучала тема автора-одиночки, не располагающего региональным контекстом. Основной темой третьего круглого стола стали перспективы, открывающиеся перед современной русской поэзией благодаря сочетанию возможностей верлибра и конвенционального стиха, в том числе внутри одного стихотворения. Незапланированным образом ещё одной сквозной темой, так или иначе поднимавшеся на каждом из круглых столов, стала тема поэзии народов России и вообще младописьменных народов, многим из которых ещё только предстоят увлекательные революционные процессы в национальной культуре и литературе, сулящие русской поэзии возможность интенсивного и интересного диалога; одной из отправных точек этой беседы стал рассказ Дмитрия Воробьёва о чувашскоязычной части наследия Геннадия Айги.
http://www.litkarta.ru/russia/ryazan/news/lubok-k-rodine/