73-я гв. стрелковая дивизия, бывшая 38 сд (2ф)
- http://r-g-d.ru/forum/index.php?showtopic=13730
- http://www.rkka.ru/handbook/guard/73gvsd.htm
- http://samsv.narod.ru/Div/Sd/gvsd073/main.html
ДОБАВЛЕНИЕ:
http://www.65pobeda.ru/poljevaja_pochta/istorija_mojej_sjemi/bjeda_viktor_ivanovich_9399/rodiny_soldat_9400 Беда Виктор Иванович
Направили Виктора Беду в 188-й запасной стрелковый полк 57-й армии Третьего Украинского фронта, затем перевели в 214-й Воропоновский полк 73-й гвардейской Сталингадско-Дунайской Краснознаменной дивизии, где воевал он до конца войны. Полк в котором служил дедушка участвовал в освобождении Румынии, Болгарии. 14 октября 1944 года ему исполнилось 19 лет. В это время начались ожесточенные бои за освобождение Белграда. 20 октября нашими войсками город был взят. Особо отличившиеся части Красной Армии, в том числе полк, где служил Виктор, учавствовали в параде на площади столицы Югославии. Парад принимали маршалы Тито и Толбухин.
«Помню, как форсировали реку Савву, приток Дуная, - продолжает рассказ мой дедушка. - При штурме моста много наших бойцов полегло и среди них наш комбат. Накануне 7 ноября наша часть с боями освободила югославский город Субботицу, а 8 ночью мы форсировали Дунай, получив приказ закрепиться на том берегу. Немцы освещали нас ракетами, было светло как днем. Фашисты открыли шквальный огонь. Мы переправлялись на баржах вместе с лошадьми и техникой. И когда начался обстрел, это был сущий ад. Лошади ржут, от страха бьют копытами о железную палубу, со всех сторон рвутся снаряды, вода хлещит на палубу, крики, стоны раненых. Не мог дождаться когда ступлю на твердую землю. Если бы не огнеметчики, немцы сбросили бы нас в Дунай. Впервые тогда увидел, какое это страшное оружие - огнемет. При температуре три тысячи градусов плавилась даже сталь, ничего живого не оставалось. Захватили село Батино. На этом плацдаме в течение двух недель шли непрерывные бои». За бои под Братино Виктор Иванович был награжден медалью «За отвагу». За освобождение Белграда, форсирование Дуная и прорыв обороны вражеских войск получил благодарность от Сталина. В декабре 44-го в составе войск генерал-лейтенанта Шарохина он учавствовал в освобождении районных центров Венгрии Сексард, Каношвар, Боньхард и Домбовар.
До 3 марта 1945 годаего часть находилась в Венгрии и стояла в обороне. 3 марта в районе озера Балатон произошло грандиозное сражение . Немцы бросили на прорыв нашей обороны 11 танковых дивизий. По 18 марта шли ожисточенные бои, а 20-го наши войска перешли в наступление и вступили в пределы Австрии. За бои у озера Балатон мой дед был награжден орденом Красной Звезды.
«В Австри, в районе станции Унтер, пр нашим частям ударила танковая дивизия «Мертвая голова», - рассказывает дедушка. - В том бою погиб замполит нашего полка майор Михайлов, командир артелеристов майор Корецкий. Они похоронены ы югославском городе Муромская Субботица, там им установлен памятник. Помню один эпизод. Мой командир, капитан Куксин, командир второго батальона, его ординарец и я нахдились на командном пункте. Вдруг упал комбат с раной в голове (немецкий снайпер!), убил фашист и его ординарца. Капитан Куксин дает задание пробраться через луг, залитый водой, к нашему орудию, чтобы артиллеристырастреляли снайпера. Я помчался сломя голову и вдруг натыкаюсь на спираль Бруно, которую немцы растягивали чтобы не дать пройти пехоте .Как быть? Без специаьного инструмента не пройти . И тут в нескольких метрах снаряд жахнул, разорвал проволку. Меня контузило, встал, все плывет перед глазами , полный рот земли, но к нашим все же дошел, задание выполнил. еще два раза в боях был контужен, смерть рядом прошла. Но видно, судьба меня хранила да мамины молитвы. В письмах писала, что день и ночь молится за меня. День Победы я встретил в Альпах, в городе Грац. Никогда не забуду, как все наши высыпали на улицу, обнимались, целовались не смотря на звания, смеялись, плакали, палили из всех видов оружия. Не верилось, что войне конец. Каждый день мы мечтали только об одном, - дожить до Победы. Мне кажется что за четыре года войны я прожил половину своей жизни»