Франсис Карсак, «Бегство Земли», «Робинзоны космоса» (КПК)
Старая добрая научная фантастика: бороздящие гиперпространство звездолеты, новые неведомые миры и все такое. Пьется залпом, но и послевкусия не оставляет.
- Значит, вы думаете, что люди взаимозаменяемы?
- Разумеется, нет! Однако нет людей незаменимых.
Harry Harrison, «The Technicolor Time Machine», «The Stainless Steel Rat» (КПК)
А вот Гаррисон порадовал. Ну, «Крыса из нержавеющей стали» - вообще классика, тут и говорить нечего. Язык сложен в меру: читается без проблем, но все время попадаются новые фразы и обороты.
«Машину времени Техниколор» выбрал случайно, название привлекло. Веселье началось с «времятрона»: vremeatron - from vreme, the Serbo-Croatian for «time».
В общем, хоть тема путешествий во времени и заезжена, но рассказ отличный. Горячо рекомендуется всем, кто знаком с авральной работой.
«... You got my agreement to go ahead on a picture when you didnt even have a script!»
«Of course I dont have a script, how could I when we just decided to do the picture. This is an emergency, remember?»
«How could I forget. But an emergency is one thing, doing a picture without a script is another. In France maybe, they make the arty-schmarty things you couldnt tell if they had a script or not. But in Climactic we dont work that way.»
Вилейанур Рамачандран, «Мозг рассказывает»
Книга про устройство мозга. Посоветовал
digwener в связи с разговорами про синестезию. Оказалось, глубокая и интересная тема. Меня, по-видимому, можно отнести либо к «верхним» синестетам (у которых цветовые ощущения порождаются не графемой, а понятием числа), либо к симулянтам.
Ну и в целом весьма увлекательная книга. Удивил метод исследований. Оказывается, выводы о внутренней структуре мозга удобнее делать, изучая пациентов с отклонениями от нормы. Хотя логично, если подумать.
Нашел описание механизма аффорданса (впервые прочитал о нем у Нормана), хоть этот дизайнерский термин и не употребляется в книге:
Связь между действием и восприятием особенно прояснилась в последнее десятилетие с открытием нового класса нейронов в лобных долях - так называемых канонических нейронов. ... Каждый канонический нейрон активизируется во время специфического действия, например, когда вы пытаетесь дотянуться до высокой ветки или яблока. Но тот же самый нейрон придет в активность просто при виде ветки или яблока. Другими словами, похоже что абстрактное свойство возможности быть взятым было закодировано в зрительной форме объекта как присущая ему черта.
Дальтонизм описан весьма поверхностно. Известно, что колбочки бывают трех типов (с пигментом, чувствительным к красному, зеленому или синему), а дальтонизм - красно-зеленый или сине-желтый. Почему? За объяснением надо идти к Хьюбелу.
Забавно про «истинное имя» (Ле Гуин сразу вспомнилась):
Дело было в Индии... Когда я показал пациенту статуэтку Ханумана, он взял ее, внимательно изучил и неправильно определил как Ганешу, который принадлежит к той же категории, то есть к богам, но, когда я попросил его рассказать мне больше о статуэтке, на которую он продолжал смотреть, он сказал, что это сын Шивы и Парвати - что верно для Ганеши, но не для Ханумана. Как будто имя (ошибочное) заставило его закрыть глаза на внешний вид и приписать Хануману неправильные атрибуты. Так что имя предмета далеко не просто один из его атрибутов, а волшебный ключ, который открывает целое богатство значений, связанных с предметом.
Переводчик только немного подкачал. Ну невозможно читать эти кальки с английского (или американского?): «мои коллеги и я», «законы большого пальца», «Ченнай, Индия»...