Книги: январь

Feb 07, 2013 23:29


Павел Косенко, «Живая цифра»

Книга про то, как вдохнуть жизнь в цифровую фотографию. Дополняет одноименный семинар автора - по сути, это разные представления одной и той же информации.

На меня лично эти идеи оказали такое же по силе влияние, как в свое время Маргулис - только не в техническом (как), а в эстетическом (что) плане. Осталось ответить на вопрос зачем, ага.

Фотографировать я начал где-то в школьном возрасте. Папа подсунул Зенит, устроил вводный десятиминутный курс про выдержку, диафрагму и экспозицию, и летом в деревне я отщелкал первую пару пленок.

Сам я никогда проявкой и печатью не занимался, поэтому отнес негативы в ближайший фотолаб у метро. Так обнаружилось, что фотолабы делают автокоррекцию всего и вся, печатая зеленые облака и сводя на нет мои художественные потуги.

Тогда я стал искать профессиональные фотолаборатории (и купил Никоновскую зеркалку). Зеленые облака и внешний экспонометр остались в прошлом, но желание увидеть результат как есть, а не как захотел оператор, осталось и окрепло.

Подошло время цифровой фотопечати. Я стал сканировать пленки; результат как есть был достигнут, но лучше не стало: без автокоррекции некому было позаботиться о балансе белого и контрасте.

Было понятно, что решение есть, и имя ему - Фотошоп, но как конкретно? Я стал искать книги и со второй попытки нашел Маргулиса. Это был прорыв: бессмысленное блуждание в инструментах сменилось пониманием механизма кривых, цветовых пространств, нерезкого маскирования.

Затем наступила эра цифровых фотоаппаратов. Сначала была куплена Никоновская мыльница (от Никона одно название). Выяснилось, что снимки jpeg обрабатывать практически невозможно: автобаланс белого и выставление черной и белой точек прибивало края кривых, оставляя хаос посередине. Поэтому на смену цифромыльнице пришла цифрозеркалка. На этом я временно и остановился: можно было сделать снимок, что-то поправить в Фотошопе и напечатать примерно то, что видно на экране.

К счастью, мне на глаза попался блог pavel_kosenko. Привлекло то, что Павел из Фотопроекта (именно там я и печатался) и к тому же мой земляк, а еще пейзажные снимки (был у него такой период). А затем Павел, нащупывая свой путь, стал публиковать заметки о цвете, и это было поводом посмотреть на свои снимки по-другому.

Затем был семинар и проба конвертора RPP. Это полностью изменило мой подход к обработке снимков, сместив акцент с ФШ-извращений на проявку, и это то, где я сейчас нахожусь. Поэтому книгу «Живая цифра» я считаю очень важной для себя, несмотря на то, что после статей и семинара я уже не узнал из нее практически ничего нового.

Борис Акунин, «Черный город»

Редкий автор, создав серию книг, способен удержаться от написания продолжения. Вот и Акунин эксплуатировал понемногу Фандорина, но и эта история получила наконец свое завершение. Что ж: поступай, как должно, и будь, что будет. Эраст Петрович вел жизнь доблестного мужа, а уж чем закончилось... Пожалуй, другого варианта и не было.

К слову, не раз бывало и так, что безвозвратно потерянные герои вновь возвращались: вспомнить хотя бы Шерлока Холмса. Надеюсь, Акунин удержится от такого соблазна.

Фредерик Брукс, «Проектирование процесса проектирования»

Книга Того Самого Брукса оставила странное впечатление. Мысли высказаны умные и, наверное, правильные, но по большей части довольно очевидные. А добрая треть книги и вовсе посвящена описанию разных проектов автора (например, строительства дома) - недостаточно детальному, чтобы делать собственные выводы, но достаточно многословному, чтобы утомить читателя. В общем, это не второй «Мифический человеко-месяц».

Наиболее интересной для меня главой были размышления о качестве и стиле, сформулированные для проектирования, но вполне применимые и для программирования.

По Бруксу, критериями качества являются:
  • краткость (но не сама по себе, а во имя простоты),
  • структурная ясность (возможно применение метафоры),
  • непротиворечивость (или гармоничность, единообразие: частичное знание о системе позволяет предположить, как устроено остальное).


Производные принципы:
  • ортогональность (изменение в одном функции не нарушают работу других),
  • уместность (отказ от лишнего),
  • общность (возможность использовать функцию для многих назначений).


Стиль - совокупность различных повторяющихся микрорешений, каждое из которых принимается одинаковым образом, притом, что контекст принятия решения каждый раз может быть иным.

Основные уловленные идеи:
  • Нельзя проектировать для достижения фиксированной цели; ее изменение - неотъемлемая часть самого процесса.
  • Водопадная модель устарела, но продолжает использоваться (одна из причин - необходимость заключать контракты). Лучшее имеющееся на замену - спиральная модель Барри Боэма.
  • При коллективном проектировании основная задача состоит в достижении концептуальной целостности.
  • При дистанционной работе крайне важны личные встречи. Технические средства по убыванию значимости: обмен документами, телефон, видеоконференции (странно, что Брукс не рассматривает мессенджеры).
  • Ограничения полезны (эту мысль в разных контекстах высказывают все, от Кнута до самизнаетекого).
  • Стремление к новизне - не оправдание нежеланию изучать накопленный опыт.
  • Любитель допускает мелкие ошибки; грандиозные провалы под силу только специалистам.
  • Проектировщикам легко оторваться и от пользователей, и от разработчиков, но добром это не кончается (ср. Джоэль про астронавтов).
  • Цель проектирования не только в выполнении известных требований, но и выявлении неизвестных.
  • Проектирование - не просто выбор из альтернатив, но и осознание их существования.
  • Любой процесс разработки направлен на достижение предсказуемого результата, поэтому выдающегося в рамках процесса сделать невозможно (еще Джоэль: Big Macs vs. The Naked Chef).

Фредерик Брукс, Павел Косенко, Барри Боэм, Борис_Акунин, фото, Джоэль_Спольски, околокомпьютерное, книги, польза ограничений

Previous post Next post
Up