Немного дров в костер противостояния империй, сейчас все следят за событиями на Ближнем Востоке, а мало кто знает, о братской могиле пассажиров и экипажа самолета ИЛ-12 во Владивостоке, ставших жертвами нападения американских воздушных пиратов в период Корейской войны 1950-1953 годов, холодная война продолжается..
Как это было:
27 июля 1953 г. советский пассажирский самолет Ил-12, летевший над территорией КНР по установленной трассе из Порт-Артура, подвергся атаке четырех истребителей США, вторгшихся в воздушное пространство КНР, на борту самолета находились 6 членов экипажа и 15 пассажиров.
Самолет летел, огибая Северную Корею, над территорией КНР. Однако на безоружный одиночный транспортник с советскими опознавательными знаками в районе китайского города Гирин, что в 300 км от границы КНР с КНДР, напали 4 истребителя ВВС США типа Ф-86Ф.
Американские самолеты обнаружили Ил-12 примерно в 12 ч. 30 мин., и пошли с ним на сближение. Подойдя на близкое расстояние к самолету, пилоты американских истребителей должны были увидеть советские опознавательные знаки, однако они пошли в атаку и сбили самолет. Все находившиеся на борту 21 человек погибли в самолете. Прах погибших был доставлен во Владивосток и предан земле.
По имеющимся данным, американские летчики заранее знали, какой самолет и где им надлежало перехватить, так как далеко в глубь территории КНР пилоты американских военных самолетов в течение Корейской войны не залетали. Американцы же заявляют до сих пор, что сбили этот самолет над прифронтовой территорией Маньчжурии и ошибочно приняли его за китайский транспортный самолет. Но даже если и так, то китайский безоружный самолет сбивать над территорией, принадлежавшей КНР, также считается актом терроризма.
По другой версии, американцы специально охотились за этим самолетом и по агентурным данным узнали о дне и времени его вылета, и специально для его перехвата была поднята четверка американских истребителей. В этот день на Ил-12 должны были вывозить в СССР командный состав наших ВМС с Ляодунского полуострова. И действительно, в тот день в Порт-Артуре проводилась партийная конференция базы ВМС.
Присутствовало все партийное начальство ТОФ. После окончания этой конференции они должны были лететь на этом Ил-12 во Владивосток. Получилось так, что партийная конференция затянулась, а самолету было дано ограниченное время для полета, и вместо начальства на нем отправили членов медкомиссии флота. Американцы, видимо, узнали о вылете, но не знали, об изменениях с пассажирами этого рейса. Как бы там ни было, но данный поступок не делает американским летчикам и их командованию чести и ложится черным пятном.
26 июля 1955 г. был установлен памятник, представляющий собой обелиск в виде массивной цилиндрической колонны, увенчанной бронзовой капителью и установленной на гранитный постамент.
На колонне размещена бронзовая скульптурная композиция из четырех знамен и пятиконечной звезды в лавровом венке.
Нижнюю часть колонны опоясывает барельеф из картушей, дубовых венков и факелов. В картушах написаны фамилии погибших и дата нападения на самолет.
На гранитном постаменте высечена надпись: "Здесь погребены жертвы разбойничьего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолет Ил-12 27 июля 1953 года".
Памятник был открыт 27 июля 1955 года.
Сейчас памятник выглядит так:
Памятник до реставрации в 2004 году: