В конце 1960 годов руководство флота СССР начало прорабатывать варианты создания новых мини-субмарин, сверхмалых подводных лодок, носителей боевых пловцов, которые могли заменить устаревший первый отечественный носитель диверсантов «Тритон». Для этой цели в 1966 году в проектном бюро «Волна» началась работа по созданию группового подводного носителя типа «Тритон-1М». Создание мини-субмарины велось под руководством Я.Е.Евграфова, Е.С.Корсукова, Л.В.Чернопятова, С.А.Дементьева.
Будущую субмарину планировалось использовать для следующих задач:
патрулирование акваторий портов и рейдов;
осуществление поиска подводных разведчиков и диверсантов противника;
скрытная доставка и постановка мин заграждения и диверсионных подрывных зарядов;
высаживание и эвакуация водолазов-разведчиков;
исследование морского дна;
ремонт трубопроводов и подводных сооружений.
Эскиз проекта субмарины Тритон-1М был готов в 1968 году. Одновременно велась работа контрагентами, которые делали аппаратуру и различные технические средства для лодки. В 1969 году завершили разработку технического проекта мини-субмарины и уже в мае 1970 года он был утвержден ВМФ СССР. Это позволило коллективу ЦКБ «Волна» начать разрабатывать рабочие чертежи и техническую документацию на Тритон-1М, и уже в сентябре вся документация была передана на Ново-Адмиралтейский завод, после чего началось строительство первых мини-субмарин типа Тритон-1М.
Корпус мини-субмарины был сделан из алюминиево-магниевого сплава. Движителем служил винт, который приводился в движение при помощи электродвигателя П32М (номинальная мощность 3,4 кВт). Управлялся аппарат при помощи движительно-рулевого комплекса ДРК-1 и автоматической системы управления рулями «Саур».
В 1972-1973 годах первая мини-субмарина Тритон-1М прошла испытания, после чего началась серийная постройка. Тритон-1М - аппарат мокрого типа: в проницаемой, заполненной водой кабине сидят два водолаза с дыхательными аппаратами. Пульт управления, аккумуляторный и электромоторный отсеки непроницаемы для воды.
Фото аппарата Тритон-1М на испытаниях:
Всего заводом за 1973-1980 годы было построено 32 мини-субмарины Тритон-1М. Их эксплуатация велась до конца 1980 годов, после чего началось массовое списание. На сегодняшний день известно о четырех сохранившихся экземплярах, которые находятся в музеях, Саратов, Парк Победы, Балаклава, Военно-морской музейный комплекс, Самара, городской парк, Владивосток, остров Русский.
Тактико-технические данные субмарины Тритон-1М:
Экипаж - 2 человека,
Автономность - 7,5 часов,
Длина транспортировщика - 5 м,
Ширина - 1,43 м,
Высота - 1,38 м,
Скорость подводная полным ходом - 6,5 узлов (11,2 км/ч),
Дальность плавания подводная - 37,3 миль,
Водоизмещение - 3,6 тонны,
Вес - 1,6 тонны,
Глубина погружения - 40 метров,
Транспортировщик может оставаться без движения на грунте до 10 суток. Он оснащен магнитным компасом, радиостанцией, гидроакустической станцией МГВ-3, автоматической системой движения по курсу.
Все посты
Про корабли