Морозные трассы (часть 1)

Jan 13, 2009 02:14

Люблю, когда поездки происходят чётко и без проволОчек; когда намеченный маршрут выполняется с лёгкостью, что приносит дополнительную радость. Именно таким путешествием я начал наступивший год.

Изначально я собирался в республику Коми, но потом, не найдя подходящего напарника, решил, что я давно не ездил зимой далеко и что надо бы одежду протестировать. Как оказалось, не зря - отвык я от холодов, зато теперь знаю, чего не хватало из снаряжения для более морозных трасс.

Стартовал из Москвы в рождественский полдень - путь лежит в костромской город Галич, где я пересяду в местный поезд на Свечу, который одновременно прослужит гостиницей; а утром выйду на отдалённой станции Супротивный, что уже в Кировской области. Я не торопился - даже если не успею в Галич, то смогу пересесть на ж/д практически на каждой платформе, благо трасса проходит параллельно, и поезд останавливается повсюду. Сменив несколько машин, через полтора часа оказываюсь на Торбеевском посту - голосование в две руки отсеивает пару локальных автомобилей и выявляет идущий с бетонки Mercedes ML320, где я с комфортом забавляюсь видеосъёмкой трассы, под любопытные комментарии водителя. В Переславле меняю гостеприимный джип на следующий - семейная пара на Ssang Yong Actyon Sports стремительно перебрасывает меня в Кострому, по дороге останавливаясь ради покупки мягкого игрушечного зайца - огромных размеров и мерзостной ярко-розовой раскраски; очень уж он женщине понравился:
- Ути, мой сладенький!.. (мужу) Ну смотри, смотри, какой он классный!
- >_< Ё-моё, заверни ему ухо - я зеркала не вижу!!



Москва - Кострома пройдена за 5 часов. Я намеревался здесь поужинать, но не хотелось пропускать вечерний поток из города, поэтому решил удовлетвориться кафешкой на выезде. Две маршрутки - и я там. Но кафешка закрыта по случаю праздника - фиг с ней, в Галиче поем, добраться бы до него ещё. В четырёх остановленных легковушках, как на подбор, оказалось по четыре пьяных парня; а в пятой оказался врач из деревни Воронье - очень удобно, это 40 км не доезжая Галича. Сев в машину после заправки, водитель сообщил:
- Щас сзади ребята подъехали - им туда же, куда и тебе нужно: Шарья, чё-то там, Вохма или куда-то в ту сторону.

Я рассеяно слушаю - мне хоть и надо в Вохму, но прямая машина обламывает смысл установленного маршрута.
- …на Сыктывкар. Дорогу спрашивали, в общем. Гранд Чероки, перегонный.
- Блин! Что ж вы сразу не сказали? Я бы тогда, может, и маршрут на Коми изменил или хотя б до Никольска сразу доехал… Что за народ, сколько их там? Трезвые?
- Двое, нормальные молодые ребята, с виду. Да ты не беспокойся, я им до Судиславля дорогу показываю, вон они сзади!
В Судиславле останавливаем идущий следом джип. Ребята огорчаются - я отлично знаю путь в Коми, в отличие от них, но места для пассажира нет - весь салон до отказа забит новенькими колёсами. Пишу им подробный инструктаж по трассам, мы радостно прощаемся и уходим на Галич.
- …Слушай, я только щас заеду в посёлок минут на пять, женщин наших заберу, им тоже в село надо. Ничего?
- Я поголосую тогда на повороте, если не уеду - заберите меня.
Трасса тёмная, прямая, транспорта почти нет. Но, зная, что обещанные «минут пять» могут затянуться, иду на позицию - зачем бездействовать, если у меня машина даже до Галича не доходит. И девять минут спустя быстрая «десятка» с весёлыми и культурными ярославскими ребятами мчит меня по ночной дороге. По пути беседуем про автостопные гонки - драйвера про них слышали и решили узнать подробности. Проникшись беседой, радостно доставляют меня прямо к галичскому вокзалу и желают удачи.



Зелёная вокзальная изба города Галича мне как родная - год назад я здесь бывал каждые выходные, стратегично пересаживаясь с трассы на поезд до Глазова, где снова выходил на трассу - до Ижевска. А сейчас прибыл рановато - до поезда больше трёх часов, что я буду делать здесь всё это время?.. Захожу внутрь, а там сидят люди с рюкзаками и… опа! - автостопными "фонариками" на ногах. Да и одно из лиц знакомое - петербуржцы с HIKE.RU Сергей Харитич с Лёшей Лаевским возвращаются из путешествия по Вологодчине - Костромщине, и мы замечательно проводим время в беседах на темы «кто-где-куда». Жаль только, поезд у них на два часа раньше, чем мой.

Станционная забегаловка закрылась, аккурат когда я проводил путешественников на питерский поезд. Чтобы не заскучать, вышел на улицу и стал фотографировать вокзальное здание, мост над путями и производить прочие шпионские действия. Затем, замёрзнув, переместился обратно в тепло, так же расставил штатив и продолжил съёмку вокзального интерьера, чем привлёк внимание наряда милиции, совершавшего обход:
- Добрый вечер, сержант такой-то, чем вы занимаетесь?
- Фотографирую, - честно отвечаю.
- А вы знаете, что это режимный объект? Мы вас ещё на улице видели, но не стали к вам подходить.
«Идиоты, - думаю, - ну и охрана режимного объекта. Я ведь мог и не вернуться в вокзал с «запрещёнными» кадрами».
- Вообще-то это вопрос спорный, но у меня сейчас спорить желания нет. Допустим, что он режимный, да.
- В каких целях проводится съёмка?
- В личных.
- Запрещено у нас здесь, понимаете? Вокзал является режимным объектом.
- Даже внутри?
- Даже внутри.
- Хорошо. У вас вокзал красивый, и мне нравятся эти часы. Часы не могут являться режимным объектом, тем более, в художественном кадре без привязки к зданию. А мне нужен именно такой кадр.
Менты не выдержали логики:
- Хорошо, наводите объектив, мы должны посмотреть.



Я сделал кадр, менты с интересом наблюдая, удостоверились, что ничего режимного в нём нет, попросили документы и свернуть штатив. Вместо паспорта, я сначала вытащил свою «Книжку учёта внеплановых контактов с сотрудниками силовых структур» и стал её заполнять, переписывая милицейские данные.
- А зачем это??
- Затем же, зачем и вам - для статистики и согласно Закону о милиции… Что мне написать в «Основании обращения»?
- А вы сами как думаете?
- Вы же ко мне первыми обратились, это вам решать.
- «Съёмка в вокзальном помещении с неустановленными целями».
- Что значит «с неустановленными»? Я же не скрываю целей съёмки!
- Хорошо, пишите «с любительскими».

В таком духе мы общались примерно полчаса, после чего мент с очень огорчённым видом выдал фразу:
- У нас вокзал старый, 1905-го года постройки… И если бы вы отнеслись к нам по-человечески, мы бы вам даже старые фотографии его показали. В следующий раз спрашивайте разрешение на съёмку у начальника вокзала или у нас хотя бы, устно… Счастливого пути!

«Нечеловеческое отношение» явно заключалось в фиксировании мной милицейских данных. Подумалось, что Харитич уехал не вовремя - ведь именно он является ярым правозащитником, в т.ч. при общении автостопщиков с ГАИ, и вообще создателем сообщества tvoiprava. Ну да ладно, надо бы с билетами разобраться. Есть общий, есть плацкарт, по 240 и 390. Я взял плацкарт, комфорта ради, и прогадал: поезд числится пассажирским только до Шарьи, а дальше и общий, и плацкартный вагоны становятся пригородными.

…Шесть утра. Кировская область, маленькая станция Супротивный, 15 градусов мороза и ни души вокруг. Ни пассажиров, ни дежурных по станции, ни местных жителей - никого. За выходными светофорами - кромешная тьма, и мне нужно идти именно в неё. А что там? Там, в полукилометре, находится ответвление от Транссиба - ж/д линия Шортюгского леспромхоза, ведущая в Вохомский р-н Костромщины. Замечательна она тем, что по ней курсирует автомотриса АС-1 - самоходный кубик на колёсах, коих в пассажирском сообщении по России считанные экземпляры. Её отправление зависит от прибытия моего поезда и, по идее, пересаживающихся пассажиров должно быть немало. Но я один. И расписание на станции не вывешивается. И спросить не у кого - посёлок спит. Смутно полагая, что сегодня никакой мотрисы не будет, не особо надеясь на успех, бреду по занесённым снегом путям в темноту, буквально наощупь находя ветку с заметёнными рельсами и одиноко стоящим грузовым вагоном. Не действует она уже, что ли?.. И тут за вагоном замечаю тусклый свет. Обхожу и вижу тот самый «кубик». Ураааа!!
- Здравствуйте! Когда отправление?
- Как с Костромы поезд придёт, так и поедем.
- Он пришёл. Я с него, один!
Машинист сначала не поверил, а потом, подождав, двинулся в путь. АС-1 - штука, надо сказать, удивительная. Тарахтя и дребезжа, странный вагончик со скоростью 30-40 км/ч бежит по ночному лесу, обстановка внутри напоминает обычный путейский домик (пара продольных скамеек, диван, стул и печка в середине), кондукторша подкладывает уголь, а в динамиках звучит шансон.



Чёткого расписания у мотрисы нет, поэтому в Полдневице задерживаемся почти на час - ожидаем людей с запоздавшего автобуса из Поназырева. Уже рассвело достаточно для того, чтобы запечатлеть снаружи этот самобытный транспорт.



Помимо прибывших поназыревцев, в мотрису загружаются три мешка с горячим хлебом - так снабжается соседний посёлок Новый. После хлебовыгрузки мотриса прибывает на конечный пункт линии - посёлок Малое Раменье, где пассажиров (в лице одного меня) ждёт автобус на Вохму, которым я с удовольствием воспользовался - трасса даже не межрайонная, световой день короткий, времени жалко.

Вохма - один из трёх непосещённых ранее райцентров Костромской обл., - мне понравилась. Я пообедал в пельменной (полный обед = ок. 60 руб.) и, в благодушном настроении, пошёл гулять. Уютное село с доброжелательными улыбающимися жителями, добротные северные дома и повсюду - собаки. Не бродячие стрёмные создания, а приятные располагающие к себе животные.

















Образец современного народного творчества - узор сделан из пластиковых бутылочных пробок.



Из Вохмы я направился в вологодский город Никольск, где в последний раз был 5 лет назад, и по которому очень соскучился. Времени было предостаточно, а вот машин - не очень, поэтому я с радостью согласился на локальную «Волгу», зачем-то провёзшую меня лишних 10 км вперёд. Так я оказался в деревне Согра.





Решив не мёрзнуть, прогулялся до следующей деревни, оказавшейся существующей только на карте. Там выловил прямой ЗиЛ-130 на Кострому с добродушным 20-летним парнем. Пыщугскую объездную прошёл на двух машинах и сел в скоростную Мазду на Кич-Городок. За рулём - семейная пара, из которой я выжал множество давно интересующих сведений по Кич-Городецкому району. Надо там будет поход устроить.

Трасса Пыщуг - Никольск - одна из любимых. Там замечательная природа, настоящие северные вековые леса (подобные видел лишь под Тобольском в Сибири) и изредка попадающиеся выселенные дома (полу)вымерших деревень, в ужасающем состоянии. Я всегда приезжал туда на закате или в темноте, а сейчас наконец-то оказался днём, что позволило сделать несколько кадров, тем более, что водители предложили остановиться пару раз для съёмки.













Вот и Никольская объездная. Последним транспортом до города стал ЗиЛ, из которого, когда я открыл дверь, на меня уставилась большая собачья морда. Верный друг драйвера часто ездит с ним.



Так я прибыл в город Никольск.



Продолжение - здесь: http://egor-paagirev.livejournal.com/177614.html
---
Хроника прилагается.

07.01.2009 МОСКВА - ГАЛИЧ

Старт 11.59 МКАД/А104
12.03 Renault-Symbol = 199 RUS (А104 - ?)
12.12 МКАД/М8
Старт 12.13
12.17 ВАЗ-21099 = 199 RUS на Королёв
12.21 ВАЗ-2114 = 150 RUS (Москва - Пушкино)
12.38 пов. Красноармейск
12.41 Toyota-Celica = 199 RUS в Пушкинский р-н
12.46 Nissan-Patrol GR = 90 RUS «в Пушкино»
12.51 Hyundai-Sonata = 199 RUS (Москва - Березняки, С-Посадский р-н)
13.23 М8/А108
13.28 Acura-MDX = 199 RUS «на Калязин»
13.31 Audi-80 = 97 RUS нет мест
13.36 Mercedes ML350 = 150 RUS (Сергиев Посад, А108 - Веськово, Переславский р-н)
14.15 ДПС Переславль
14.42 Ssang-Yuong Actyon Sports = 199 RUS (Москва - Кострома - ?)
17.16 Кострома, Паново
17.21 маршрутное такси № 67 (10 руб.)
17.32 Кострома, центр
17.39 маршрутное такси № 102 (13 руб.)
17.56 Кострома, пов. Никольское
Старт 18.00
18.10 Ока = 44 RUS нет мест
18.25 Nissan-Almera = 44 RUS нет мест
18.28 ВАЗ-2114 = 44 RUS нет мест
18.36 ВАЗ-2110 = 44 RUS нет мест
19.06 ВАЗ-2114 = 44 RUS (Кострома - Воронье, Судиславский р-н)
20.05 Дружба, выезд на Галич
20.14 ВАЗ-2110 = 76 RUS (Ярославль - Галич)
21.04 Галич, вокзал

08.01.2009 ГАЛИЧ - СУПРОТИВНЫЙ - ВОХМА - НИКОЛЬСК

0.25 Галич
п. 644 Кострома - Свеча (387 руб.)
6.16 Супротивный
6.30 автомотриса АС-1 (40 руб.)
9.01 Малое Раменье
9.02 автобус ? - Вохма (30 руб.)
9.46 Вохма
Старт 10.42
10.43 ГАЗ-3102 = 44 RUS (Вохма - Кулебаново, Вохомский р-н)
11.01 Согра
11.46 ЗиЛ-130 = 44 RUS (Вохма - Кострома)
13.01 Пыщуг, Белая
13.02 СуперМАЗ = 44 RUS (Шарья - Вохма)
13.07 пов. Морошкино (кафе «Привал»)
13.45 Mazda-6 = 177 RUS (Шарья - Кич-Городок)
14.37 Никольск, южный конец объездной
14.45 ЗиЛ = 35 RUS (? - Никольск)
14.55 Никольск

---

путешествия, фотоотчёты

Previous post Next post
Up