Жил-был я. И был у меня отец, который очень любил играть на аккордеоне. Через день да каждый день батя доставал этот агрегат из специального чемодана и наяривал народные и не очень мелодии. Помню, как сейчас: "Извозчииик, отвези меня роднооой, я как ветерок сегодня вольный..." Нам даже не был нужен магнитофон, когда приходили гости. Ну не помню я, чтобы его когда-нибудь включали.
Когда я пошел в пятый класс, батя решил определить меня в музыкальную школу. Нет, выбор он мне, конечно, предоставил, но так, для галочки. Выглядело это примерно так:
- Сын, ты хочешь учиться в музыкальной школе? Я тебя уже туда оформил. А на каком инструменте? Я тебя уже на аккордеон записал!
Так началось мое обучение по классу игры на аккордеоне. Приняли меня сразу, мотивировав это тем, что у меня стопроцентный, музыкальный слух. И пошло-поехало... Ежедневный распил музыкальных упражнений, сольфеджио, хор и занятия по выходным.
- Нравится учиться в музыкалке? - как-то спросил меня батя. - Нет! - честно ответил я. - Балбес! Иди и играй! И чтоб пятерку получил!
[Spoiler (click to open)] И я играл. До сих пор ненавижу песню "Полюшко-поле", да и к аккордеону близко не подхожу. Учительница по сольфеджио хваталась за голову, потому что я срывал уроки. На хор не ходил вообще, потому что там пели в основном девочки, а я то дергал их за косички, то щипал за попы. В итоге преподаватель велел привести в музыкалку отца, а я, естественно, забил на это болт с прибором. Не хотелось получать подзатыльник. В общем, в музыкальной школе я недоучился. В один прекрасный день пришел к отцу и признался:
- Пап, меня выгнали...
Ух, и устроил батя мне разгон...
Но свято место пусто не бывает. В восьмом классе мне в руки попала гитара. Не знаю как, не знаю почему, но мне захотелось научиться на ней играть. Сначала я пристал к старшему брату, чтоб он нарисовал мне на листочке аккорды. Потом порвал туеву хучу струн и нажил на пальцах здоровенные, профессиональные мозоли. Завел тетрадку, в которую записывал любимые песни с аккордами. Научился играть гаммы и наизусть выучил, где и какая нота находится на грифе. Уже через год мне завидовали все дворовые пацаны и я, в какой-то степени, стал таким же как отец: меня тянули во все компании. Только не с аккордеоном, а с гитарой.
С тех пор гитара стала моей верной спутницей. После школы я попал в местную рок-группу и стал писать песни. Мы даже немножко прославились и несколько раз попадали в тройку лидеров на рок-фестивалях. В армии я не знал что такое "духанка", так как умел играть и петь под гитару. "Скалолазка", исполненная боем Высоцкого - это всегда мощно и впечатляет. В общем, я дружил с гитарой до самой свадьбы. Потом как-то не до нее стало... Но все равно до сих пор ловлю себя на мысли, что пора бы снова взяться за инструмент.
А теперь по сути. У меня есть дочь. Волею судеб, с бывшей женой мы живем в разных городах, а дочь приезжает ко мне на каникулы. Так вот, я смотрю на нее, а узнаю себя. Мать тоже устроила ее в музыкальную школу добровольно-принудительно, по классу кларнета. И теперь моя дочь, так же, как я, выполняет домашнее задание. Пару раз в день, лишь бы от нее отстала бабушка и она могла сказать матери: "А я играла, я занималась!" Бывшая звонит и спрашивает:
- Дочь на кларнете занималась? - Еще нет, - отвечаю, - время два часа дня всего. - Так ты заставляй! Пусть учится!
Я, естественно, не заставляю. И возникает у меня вопрос: неужели мы все действительно идем по стопам родителей? Неужели родителям важно передать детям абсолютно весь свой опыт, даже если он негативный и ребенку, по сути, не нужен? Безусловно, воспитывать ребенка необходимо. Но зачем делать из него собственное подобие? Опять же, возвращаясь к моим школьным годам: отец ведь не дал мне поступить на журфак, хотя у меня были все шансы. После убийства Влада Листьева (и еще десятка московских и питерских журналистов), батя поставил на моем решении большой и жирный крест. Он решил сделать из меня строителя. Однако на строительном факультете я проучился всего два года, а затем отправил всю эту геодезию в пешее эротическое и ушел в армию. А вот пишу до сих пор. И очень жалею о том, что не поступил на журфак. Ни в коем случае не обвиняю отца, но надо же делать какие-то выводы, кроме тех, что я лодырь и лоботряс. Я-то знаю, что это не так.
И вот смотрю я на свою дочь. Я не хочу ее насиловать и заставлять делать то, к чему у нее душа не лежит. Она тоже тянется к музыке, но не столько к пению, сколько к танцам. Она в восторге от сцены и прекрасно чувствует себя перед большой аудиторией. Вопрос: нужно ли лепить из нее свой образ и подобие? Заставлять дудеть в дудку и получать пятерки в музыкальной школе? Я точно знаю, что если душа не лежит - бесполезно ее укладывать. А вот дать ребенку нужное направление, то, которое ему по душе - моя святая обязанность. И пусть у нее не получится с первого раза. Главное, научить ребенка не опускать руки.