Как сильно испортили вашу жизнь санкции? Вы больше не покупаете французский сыр или не пьете голландские нектары? Может, вы перестали покупать одежду ведущих мировых брендов? На первый взгляд, никак не отразились, все идет своим чередом, автодороги не наполнили «Москвичи» с «Волгами», а сырок «Дружба» пока что не вытеснил «камамбер». Но на глобальных условиях, увы, санкции уже ощущаются. Да и, в общем-то, на курсе доллара и евро сказались заметно. По некоторым же санкции ударили особенно больно.
Речь, прежде всего, о международных предприятиях, представленных в России. Да, безусловно, неудобства, созданные Евросоюзом, зажали нас в определенные рамки, находясь в которых работать гораздо труднее. Но прежде всего возникло неудобство для компаний зарубежных, которые за последние 20 лет хорошо пригрелись на прохладной, но плодоносной российской земле. Мы, в свою очередь, тоже не церемонимся и давим на американских гигантов «Макдональдс» и «Бургер кинг» бесконечными проверками и выявлением нарушений Роспотребнадзором. И европейцы ощущают давление с нашей стороны. Но, тем не менее, отступать пока не готовы. Спецкоординатор правительства Германии по сотрудничеству с Россией, Центральной Азией и странами Восточного партнерства Гернот Эрлер, например, признаёт, что введенные в отношении Москвы санкции вредят самому Европейскому союзу. Вместе с тем, он уверен, что политика находится в приоритете перед интересами экономики. Иными словами, да, будем стоять в раскоряку, но гордую позицию сохраним. Но, пожалуй, не все готовы стоять в неудобной позиции только из-за того, что так угодно черному властелину шара земного.
Особенно санкции осложнили жизнь гражданской авиации. Во времена царя-гороха страны независимо друг от друга развивали свою авиапромышленность, лишь заимствуя друг у друга разработки и идеи, ощущая себя при этом свободно и уверенно. Сейчас же ветви многоуровневых международных альянсов по авиационным вопросам настолько запутались и сплелись друг с другом, что разъединить их сложнее, чем тупо распилить или насильственно разорвать. Международная интеграция, о которой так упорно говорят последние 30 лет, лучше всего материализовалась в авиации, учитывая, что немало запчастей для американских и европейских самолетов сейчас производится непосредственно в России. Мы же, в свою очередь, получаем от иностранцев другие комплектующие. И, если мы предоставляем, как правило, оболочку самолетов, то иностранцы предоставляют нам «начинку». В самолете SSJ 100, например, доля импортных комплектующих составляет до 40%. Недавно официальные представители стран ШОС
посетили авиазавод «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре. Стороны обсудили перспективу создания российско-китайского дальнемагистрального самолета, новые рынки сбыта, а также развитие региональных перевозок между странами-членами организации. Казалось бы, очень выгодный выход из сложившейся ситуации. Китай нам не враг, да и вообще, перспективы сотрудничества наших стран обсуждаются уже давно, и потенциал прослеживается довольно мощный.
Только вот, опять же, в нынешней международной политической обстановке рассчитывать, наверное, нужно только на самих себя. Особенно если брать в расчет китайский «майдан», случившийся на прошлой неделе. Понятное дело, что есть силы, которым невыгодно наличие союзников у России. И в какой-то степени их ликвидировать проще, чем ликвидировать Россию. Вот и пытаются. Из чего напрашивается вывод - мы должны быть максимально самостоятельными. Чтобы никакие китайские «майданы» не лишили нашу промышленность кислорода. И хорошо, что авиационные предприятия это понимают.
Некоторые из них уже взяли курс на развитие самостоятельного гражданского авиапрома, который бы не зависел от международных соглашений и различных технических компонентов, произведенных за бугром. Так, например, корпорация "Иркут", занимающаяся разработкой и строительством МС-21 изначально пошла по пути минимизации импорта, и в нынешней ситуации им пережить санкции гораздо легче. Ближне-среднемагистральный пассажирский самолёт МС-21 будет сертифицирован и введен в эксплуатацию в 2016-м году, серийное производство же ожидается к 2020 году. Авионика, то есть «мозги» самолета, тоже полностью отечественная -
производит ее российский концерн КРЭТ. Для МС-21 КРЭТ разработал приборное поле «стеклянной кабины», а также занимается разработкой интегрированного комплекса бортового оборудования на основе модульной авионики (ИКБО ИМА). Комплекс этот реализует все функции: по навигации, самолетовождению, сигнализации, индикации и т.д. Таким образом, МС-21 станет первым отечественным самолетом, оснащенным подобной системой. При том, что серьезные мировые позиции по авионике занимает Франция, наши разработки европейским ни в чем не уступают, и санкции на технологический прогресс в гражданской авиации на примере МС вряд ли повлияют.
Вместе с тем, увы, слишком многое нас сейчас связывает с другими государствами по промышленным вопросам. Остается надеяться, что санкции станут достойным стимулятором к работе. Тем более что примеры самостоятельного производства у нас уже появляются. Да и у такой огромной страны как Россия должно хватать ресурсов - как технических, так природных, человеческих и попросту интеллектуальных. Тогда, безусловно, проблема будет решена. И такие господа, как Эрлер, будут дальше страдать от мазохизма, в то время как мы будем двигаться вперед.