История ухода от мифов

Jul 08, 2015 05:32

Разбирать и анализировать Россию довольно трудно, и вот почему: состояние Руси как цивилизации, которая передавалась из поколения в поколение, трудно для анализа, так как Бесконечность не объяснить словами. Прошу понять меня правильно. Задача трудна, и потому я буду как можно кратко и только те факты, которые на поверхности. Уж больно глубины велики, и утонуть я конечно не боюсь, ибо уже тонул, а утопленнику море по колено, причина другая. Думаю вы поймете.
Начало тут:
1. ЭПОХА МИФОВ. (Заключение, всё по теме) - (http://egor-23.livejournal.com/70075.html)
2. История создания мифов. - (http://egor-23.livejournal.com/70400.html)
3. История создания мифов 1 - (http://egor-23.livejournal.com/70886.html)
4. История создания мифов 2 - (http://egor-23.livejournal.com/71022.html)
На этом пути великой миссии России, по сохранению веры в людях на всей земле, возникали всякие течения и понятия, в ходе поиска истины на небесах. Эта миссия не носит характер экспансии. Это, скорее всего стремление показать миру истину через свое поведение и ежедневную жизнь простых людей страны, как надо верить и любить. Именно это поведение и стремится разрушить демократия, стремясь заставить Русь играть по чуждым ей правилам. Христианство на Руси и в Европе, это совсем разные понятия и отличные по жизненным приоритетам цели каждого гражданина. Поэтому на таком пути было много и плохого, и этот путь еще не окончен.
Наши соотечественники, к сожалению, плохо знают историю веры своей страны. Великая вера вместила в себя разные течения и направления. Все они представляли собой общую тенденцию к прославлению народов страны. Поэтому, анализ состояния России, я попытаюсь преподнести кратко и доступным языком для каждого. Тут еще нужно учитывать мне и позицию читателя, который имеет полное право обвинить меня в том, что я сознательно отвергаю Европу и отношусь к ней критически, подгоняя факты. Такие обвинения я принимаю, когда мы будем рассматривать историю человечества как историю отдельной личности. Но, когда мы будем относиться к истории как к некому определенному движению, как к Вселенскому действию, то оценки мои Европе, исключительно правильные. И я тут не возвожу себя в инстанции истины на планете. Я бы с радостью увидел в Европе иные тенденции как впрочем, и в России, увидел бы и не постеснялся бы об этом сказать.


В далекие времена, в мире сложились две цивилизации, которые претендовали на первенство в Европе. Как известно католицизм в этой борьбе победил Византию. (Тогда она называлась "Империя Ромеев") И Русь стала наследницей Византии, тем самым, разойдясь в цивилизационных основах с Европой и в последующем с США, как страны эмигрантов. (Это выбор прошу помнить, был сознательным.) Еще в пятом веке, когда Рим был разгромлен, Константин великий перенес центр Империи в Константинополь, который отразил нашествие. Поэтому Византия являлась единственной наследницей античной культуры. В 1204 году, Византию разгромили крестоносцы, которые были носителями новой христианской идеологии. При этом крестоносцы являлись представителями довольно развитой Европейской культуры, и, не смотря на это, они грабят и жгут Византию, пылая к ней ненавистью. В 1352 году, генуэзские пираты добили империю. При этом лучшие умы Европы того времени встретили такое событие с воодушевлением. Русские так же воевали с Византией, но боевые действия эти не носили характер вандализма.
Западные политики всегда воспринимали отличный от них мир, объектом своих притязаний, и культуры в таких регионах, воспринимались ими как чуждые и непонятные. В те же времена, Византия была единственной соперницей зарождавшейся новой идеологии денег в Европе. При этом ее существование на первых порах показывало преимущество веры над богатством. При этом в Византии не было инквизиции, которую на Западе представляло духовное сословие в лице монашества, ни массовых убийств евреев, которые потеряли в Европе в 12-16 веках более сорока процентов своих соотечественников. В отличие от Европы, в Византии церковь была неотделима от государства. Это было единое целое, и политика церкви и власти стремилась к единым целям. Вместо власти закона как в Европе, Византия демонстрировала власть веры и традиций народов. (Я пишу о тенденциях, хотя в истории Византии как и Руси было не мало крови. Пример современная Россия-сколько мы потеряли в годы перестройки? Миллионы. И что? Хотя отличие Византии от Европы сильно разница и видна невооруженным взглядом) А власть веры это, прежде всего духовность человеческая, и такое состояние души каждого, приводила и к отношению к другим верованиям и верам. И Византия погибла не из-за своих внутренних противоречий. Ее просто физически уничтожили, отправив в небытие великую цивилизацию. Но мы про нее помним. Именно Византия показывала примеры терпимости к другим нациям и народностям. Россия и восприняла Византийскую модель государства, в которой главенствующую роль играла идея. (И этот выбор был страшным. Сознательно, элита страны просчитывала последствия такого выбора. И спор который тогда велся во всех слоях, был прост. Что сильнее? Наши предки выбрали веру и идею. И выбор этот был больше метафизический и мистический, чем выбор ради человека.)
Такое положение называется «идеократическое государство». И если этот термин многие используют для обозначения отсталости России, то в моем понимании, он несет в себе гордость за наших предков. С одной стороны, такая модель общественных отношений привела Россию к ее неведомым победам и великим свершениям. С другой стороны, в ее недрах стал жить народ, который боролся против всякой власти, и мог в мгновения разрушить всю государственную систему. Россия как страна веры, впитывала в себя многие народы и нации, при этом сам носитель государственности, русский народ буквально братался с носителями другой веры. Россия, по словам многих, превратилась в тюрьму народов, хотя Европа постепенно, одновременно превращалась в кладбище многих наций и народностей. Современный фольклор в виде анекдотов, правильно обозначил такое положение. « Все городища и стойбища, которые захватывал русский народ, приходя туда с мечом и крестом, превращались в города с библиотеками и дворцами» Так что такое Россия как наследница Византии?


Официальной датой принятия православия Русью считается 988 или 989 год. Именно в эти годы Владимир и крестил Русь. Этот процесс был закономерным явлением, так как еще до этого события при Игоре в Киеве, существовала церковь Ильи. Дружина в свите князя уже была христианской, и верхушка власти восприняла такое крещение с пониманием и спокойствием. (Но, сдается мне, что есть в той истории некая загадка) Вера Христа на Руси уже существовала, а официальное признание позволяло властной элите воссоединиться к мировым процессам. Вместе с крещением, на Русь пришли и идеологи веры в лице Византийских священников, а так же из колоний Корсуня и Крыма. Новая вера в отличие от Европы, имела свои особенности. Народ в большинстве своем не желал заменять языческих Богов, на единого Бога. Поэтому в таком судьбоносном процессе, часто было насилие со стороны власти к своему народу. Но, принимая православие, народы Руси не теряли своих древних верований и традиций. И такое положение осознавалось новыми проповедниками веры. Византия в первую очередь стремилась к подчинению Руси, так как ресурсы страны давали возможность для усиления Византии в Европе. Но все получилось наоборот. Русь с одной стороны, не желала играть второстепенную роль, а с другой стороны, княжеская власть была единым целым с народом. Поэтому начался синтез Христианства с верованием народов Руси. Языческие Боги превращались в бесов, которые почитаемы до сих пор. Все различные существа, которые заполоняют жизнь простого человека, не канули в лета, и в жизни домовых и русалок, до сих пор мало кто сомневается. При этом священники, шли на разные «хитрости». В священных местах для славян возводились храмы и церкви. При этом обрядность принимала в себя и языческие черты. Приносились жертвы, и производилась служба на языческий манер. При этом Россия стала перестраивать веру под свой менталитет. Этот процесс если и сопровождался насилием со стороны церкви и власти, то имел мизерное явление по сравнению с Европой. Те отголоски видны до сих пор. В каждом доме на Руси находилась икона, которой молился каждый сам по себе, иногда придумывая слова молитвы, расходившиеся с догматами церкви.


Обряды смерти Византии легко вошли в понятие славян, которые до этого имели культ мертвых. (Этот культ настолько интересный, что только вникая в тему реформ Владимира, который перевернул всю иерархию языческих Богов, сделав последнего первым, и наоборот, дух захватывает от открытий.) Бесы не представляли угрозы для человека. Часто они принимали формы животных, да и откупится от них или обмануть их злые начинания, было под силу каждому. Бесы существовали рядом с человеком не мешая ему жить, и человек с уважением относился к их пакостям, и обрядность на Руси была связанна именно с таким явлением. Языческое единение с природой славянина, не потеряло, своей истинной цели. Отныне Христианские святые стали ассоциироваться со временами года и определенными праздниками. Ситуация такая продолжалась веками, и ее отголоски видны до сих пор. Князей, которые уже были христианами, хоронили по старинным обрядам, в церквях каждый молился своей иконе, в народе были почитаемы свои традиции и обряды. Как бы сказали деятели католицизма, эта ересь на Руси, существовала и с официальной церковью и ее обрядностью и догматами. И мало того, даже в 18 и в 19 веке, Православие продолжало крестить Русь, и этот процесс не завершен до сих пор. Понимаете? Мы не крещенные а считаемся Православными! Кто это осмыслил? Но, в отличие от Европы, Византия не стала объявлять инквизицию, хотя борьба с ересью велась церковью постоянно. Да и в самой Византии хватало с избытком священнослужителей, которых размножилось столько, что крещение Руси, открыло для них новое поле деятельности. Все они и хлынули на Русь, неся новую веру, при этом их деятельность имела свои особенности. С одной стороны, они были Константинопольским средством влияния, где новую церковь сразу же объявили в своем лоне. С другой стороны, они являли собой образец духовного подвига, при этом мало разбираясь в тонкостях догматов Христианства. А славяне, принимая их радушно в большинстве случаях, вовлекали их во все сферы своей жизни. (Так что сегодняшнее нашествие так называемой идеологии -Либерализм, второе по счету) Одновременно, начинается открытие монастырей по всей территории России. В монастырях, как известно, живут люди, которые решили всю свою жизнь посвятить служению Богу, цель которого спасение души после смерти. Монахи нуждались и в пропитании и в средствах. Поэтому, без поддержки политической элиты и духовных властей, они существовать не могут. В то же время, монастыри являли собой организации, которые эксплуатировали определенный слой людей. Это и крестьяне, и жители посадов и горожане. Не малую долю во вклад общей казны вносили и покровители в лице богатых людей. Но, монастыри России отличались от Европейского монашеского движения. В истории Руси, а затем и России, они играли роль духовных центров, прежде всего. (Конечно, роль преувеличивать не надо. В чём разница монашества? На Западе ты когда становишься монахом, ты уже святой, ан Руси можно умереть монахом и попасть в ад. Сегодня монахи Европы это красочное шоу с соответствующей атрибутикой и действием) Вся история России до 1917 года, проходила под явлениями борьбы светской власти и духовенства по вопросу главенства в стране. Монахи в монастырях жили и славили Бога в веках, одновременно участвуя в важных вехах становления Российской империи. С одной стороны, монахи не были образцом поведения в миру. Им были присущи стремления ко всем грехам в мире, было и пьянство, и стремления к наживе. С другой стороны, их подвиг по освоению Зауральской Руси, не имеет аналогов в мире.


Русь до 15 века, это, прежде всего земледельческая страна, которая развивалась по всем законам Феодализма. Но самой системы как Феодализм, которая является «классической» в Европе, на Руси не было. Открытие церквей в то время, имело огромное значение для Руси. Многие боярские дворы открывали церкви у себя в подворьях, князья не отставали от бояр. Византийская вера, полностью зависела от политической элиты Руси, так как, элита была экономически сильнее церкви. При этом на Руси отмечалась интересная тенденция. Вера во Христа была официально признана, люди крестились, переходя в православие. Но на самом деле не все так радужно обстояло в деле веры. Мало кто в лоне церкви тогда был знаком и со святыми писаниями и с основными догматами православия. Даже монахи не знали Евангелие, не говоря о простых прихожанах. Богословское невежество поражало иностранцев, которые посещали Русь. Но это невежество не разрушало веру. Наоборот, носители православия являли собой людей, яростно защищавших свою веру, как и веру предков. Одновременно, находясь на церковных службах, народ вел себя не подобающе моменту. Часты сквернословия и не порядок в службах. Сами попы не знали как вести службу. Это приводило к тому, что православие на Руси было только формальным признаком страны. Но, за ересь никто никого не казнил и не преследовал. Люди Руси являлись ярыми защитниками веры своей Родины. Сложился парадокс, православие имело только внешний имидж страны. Граждане же, вплоть до 16 века, проповедовали и старые обряды и традиции, унаследованные от предков, разбавляя это молитвами и обрядами православия. Да и сама политическая элита России была неотделима от народных верований. Такое явление как пророчество с уст блаженных, в Руси особенно почиталось. Сам Иван Грозный, относился к таким явлениям с уважением и молится после слов блаженного Миколы, который обвинял его в гонении христиан и кровавом правлении. Да и в Москве до сих пор стоит Покровский собор, названный именем блаженного Василия. (Кстати тут тоже загадка. Ведь этот Собор не используется для богослужения ныне! А почему? Для меня факт-его строительство было не по поводу завоевания Казани а по поводу воссоединения двух братских народов, когда-то разошедшихся в разные стороны) Даже патриарх Никон сажал рядом с собой блаженного Киприяна. Одновременно с юродивыми, Русь «славилась» и разными колдунами и волхвами. Всякая болезнь, захватившая человека, считалась проявлением беса, которого могли изгнать только знающие люди. При использовании заговоров и приготовлении настоек и питья, стали использоваться и христианские имена и молитвы. Колдовство на Руси имело распространенный характер. Деятели этой магии были везде, в каждом населенном пункте, рядом с политической элитой и священниками. (И их между прочим, защищал закон) Тот же князь Василий ищет по всей стране колдунов, которые помогут ему обзавестись наследниками. Иван Грозный, Годунов, и другие обращаются и к гадалкам и к колдунам. Сила магии на этом отрезке истории Руси, намного была сильнее, чем Христианское учение о благодати. Большое распространение получают крестные ходы, которые нередко используются как методы борьбы против колдовства отдельных представителей магии. Огромную роль играют иконы. Иконы находятся в каждом доме, им приносят дары, перед ними молятся. Каждый дом, таким образом, превратился в подобие церкви. Маленькие церкви при боярских дворах и княжеских усадеб, играли определенную роль. Священство в них полностью зависело от знатного человека. В таких церквях почитались иконы тех, кто основал данный род. Лица, которые на них изображались, не носили святости официально признанной церковью. Но священники почитали такие иконы. И в ходе войн между князьями на Руси, победители, являясь христианами, сжигали церкви захваченных городов и своих соперников в образе иконы. Икона для местного населения имела огромное значение святости. Для жителей других регионов, она являлась пустым местом, и почтения к ней не было. (Это есть и сегодня. На моей Родине в Липецкой области, всегда почитался Николай Угодник, и у бабушки, его икона всегда была в "красном" углу. В Курганской области, где я живу сейчас, такого культа нет.) Если же иконы побежденных признавались святыми, то их брали в плен. (Я не придумываю. Именно брали в плен со всеми обрядами) Таким образом, сам Христос как бы оказывался в тени. Вера во Христа как в спасителя, не имела огромного значения для народов Руси. Иисус Христос оставался как бы в стороне от верований, как народов Руси, так и политической элиты страны. Почему до 16 века? Я поставил такой барьер сознательно. Ибо только после 16 века, можно уже увидеть в России некое подобие Православного царства.


Верхняя ступень управления церкви, так же мало обращала внимание на догматы веры. Это были представители из бояр и князей. Все основатели монастырей тоже имели благородное происхождение. Русская церковь делилась на епархии, во главе которых стоял Архиерей - владыка. Владыка подчинялся епископу, и имел в своих руках судебную и административную власть. Монастырь же подчинялся власти основателя. С одной стороны, такие институты церкви носили ярко выраженный характер эксплуатации народов. С другой стороны, верхушка управления находилась в определенной плоскости с народом в его верованиях. Цель епископа состояла в том, что бы епархии приносили ему определенный доход. Архиереи же подчиняясь митрополиту, должны были выполнять и волю князя. Во главе пирамиды были два духовника. Это московский владыка и новгородский. Новгород на словах был подчинен Москве, но на деле это было только внешней картинкой и не более. Раз в четыре года, в Новгород приезжал Московский владыка, и чинил свой суд. Такие поездки приносили неплохой доход, так как местные священники пытались откупиться, преподнося дорогие подарки.
Время 14-го и начало 15го веков, это золотое время в истории монастырей. Монастыри появляются и возле городов, и на неосвоенных территориях страны. Но такая экспансия нового института эксплуатации крестьян, не встречала с их стороны радости и понимания. Связанно это было с тем, что монастырю всегда передавались во владение местные жители. И монастырское землевладение в этот период, самое большое в стране. За кроткий период, их было основано более восьмидесяти. Жизнь в монастыре имела свои преимущества. Пьянство и непотребное поведение монахов, появление невест христовых, которые жили вместе с монахами в кельях, невозможность найти правду крестьянину, приводили к тому, что крестьянин стал относиться к жизни своей как к страданию. (И тут в народной культуре настолько мощный пласт, что его мало кто изучает, ибо невозможно изучить душу) Народ, прославляет всех тех, кто заботится о нем, и проклинает всех господ, которые его эксплуатируют, называя их нехристями. Новые молитвенники, и новая обрядность, стала приспосабливаться к народным верованиям. Старая вера оставалась в неприкосновенности, она окрашивалась новыми веяниями и дополнениями.
Значимым событием в истории России, был Стоглавый Собор. Еще до его созыва, трон митрополита трясло от чехарды с подачи властных структур.Иоасаф был согнан боярами, за три года до него, такая же участь постигла Даниила. Митрополит Макарий, который был обязан своим избранием Шуйским, сразу же поставил на первый план своей деятельности церковь. В первую очередь он занялся составлением энциклопедии веры, чтобы навести порядок в богослужении и придать им какие-то общие черты. В 1547 году, на царство встал Иван четвертый. Идея «третьего Рима» стала воплощаться в жизнь. Церковные Соборы 1547 и 1549 годов, в своей работе, ставили целью централизацию в вере и в управлении церкви. Это выражалось в приведении к общему знаменателю всех святых, которые почитались в разных регионах по разному. Были причислены к лику святых и другие деятели Руси. Начался рассвет написания книг по житию таких святых. Все политические деятели и святые, стали ассоциироваться не с отдельным регионом страны, а с целой страной. Первым в этом списке был Иона, который выступал за самостоятельность русской церкви от Византии. Такая деятельность встречала сопротивление со стороны крестьян и горожан, так как деятельность новых святых им была хорошо известна, и церковь вынуждена была бороться с таким сопротивлением. Начались ссылки в монастыри, и получило распространение обвинения в одержимости. (Разница с ересью колоссальная в понятиях) В середине 16 века, Иван четвертый проводя реформы во всех сферах государства, ставил, своей задачею и подчинение своей власти церкви. Централизованная страна требовала новых подходов к политике во внешней жизни. И 23 февраля Стоглавый Собор начал свою работу.


Царь сразу же обозначил проблему. Бояре, ведя независимую жизнь, являлись врагами страны, и поставил на обсуждение судебник 1550 года. Царь задавал вопросы, а Макарий и его приближенные на них отвечали. При этом Иван доказал, что он являлся одним из самых образованных людей того времени. Ивану не нравилось то, что творилось на нижних ступенях иерархической лестницы церкви. Он осудил пьянство и разврат. И меры в этом направлении были усиленны. Были приняты решения о централизации церкви. Вводилась духовная цензура. Был рассмотрен вопрос об иконописи. Было узаконено двуперстное сложение при молитве, запрещалось общение с иностранцами. (Причина запрета проста-иностранцы любили пьянство) Все эти решения были благом для России, так как Иван видел целью своей жизни, объединение Руси. И на этом пути, главной трудностью было противостояние местным «олигархам», которых такое положение не устраивало. Их мысль сводилась только к своим интересам, и в государственных чаяниях Ивана, они видели угрозу своему богатству. И Иван осудил такие явления, как дача ссуд по проценты монастырями. Монастырская система его не устраивала полностью. Монастыри на Руси, это своего рода государства в государстве. Но, попытка царя отнять земли у монастырей провалилась. Тем временем в стране уже происходили бунты крестьян против монастырей. Политика монахов приводила к тому, что народы Руси стали с недоверием относится к таким институтам веры.
Но, монастыри играли существенную роль в миропонимании элиты страны. Жертвы в эти организации, они рассматривали как путь к раю. Так как замаливание грехов при жизни, брало на себя монашество. Поэтому проблема молитвенников стала очень остро, так как они были разноплановыми и иногда отличались друг от друга.


Все эти вопросы, которая поставила жизнь, разукрашивались еще и ростом так называемых ересей в народе. Особенно такая картина была характерна для городов. В городах появились и стригольники и все различные братства по вере. Ереси Новгорода, Пскова и других городов, приводили к тому, что церковь вынуждена была бороться с ними как репрессивными мерами, так и идеологическими. Еретики же уходили в другие регионы страны, где основывали свои поселения. Верхушка церковной иерархии в своих желаниях мало отличалась от светских властей. С ведением патриаршества, на народы Руси взвалилась еще и обязанность по содержанию такого института. Роскошь и богатство, требовали все новых вливаний. И поэтому на Руси с одной стороны было единение властей и церкви, а с другой, они выступали как две разные силы, борясь за влияние над источниками своих доходов....
Previous post Next post
Up