15 ноября 1905 года Войска подавляют Севастопольское восстание (восстание моряков Черноморского флота, солдат гарнизона Севастополя, рабочих порта и Морского завода, с 11 ноября). Руководитель - лейтенант П.П. ШМИДТ, матросы С.П. ЧАСТНИК, Н.Г. АНТОНЕНКО, А.И. ГЛАДКОВ будут расстреляны.
15 ноября 1917 года Декларация прав народов России (2 ноября по старому стилю) принята "Декларация прав народов России", которая провозглашает равенство и суверенность народов России и их право на свободное самоопределение вплоть до отделения.
Основные начала советской национальной политики провозглашала «Декларация прав народов России», подписанная Лениным и Сталиным 2 ноября 1917 г. Простые, ясные, сильные слова декларации находили широкий отзвук не только среди народов России, но и среди колониальных и зависимых народов за рубежом. Декларация провозгласила раскрепощение всех народов России Великой Октябрьской социалистической революцией и установила следующие основы национальной политики советской власти:
1) равенство и суверенность (верховенство) народов России;
2) право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
3) отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений;
4) свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Этой политикой Советское государство удовлетворяло исконные стремления угнетённых народов и тем самым укрепляло их союз с установившим свою власть российским пролетариатом.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ
15(2) ноября 1917 г. Октябрьская революция рабочих и крестьян началась под общим знаменем раскрепощения.
Раскрепощаются крестьяне от власти помещиков, ибо нет больше помещичьей собственности на землю - она упразднена. Раскрепощаются солдаты и матросы от власти самодержавных генералов, ибо генералы отныне будут выборными и сменяемыми. Раскрепощаются рабочие от капризов и произвола капиталистов, ибо отныне будет установлен контроль рабочих над заводами и фабриками. Все живое и жизнеспособное раскрепощается от ненавистных оков. Остаются только народы России, терпевшие и терпящие гнет и произвол, к раскрепощению которых должно быть приступлено немедленно, освобождение которых должно быть проведено решительно и бесповоротно.
В эпоху царизма народы России систематически натравливались друг на друга. Результаты такой политики известны: резня и погромы, с одной стороны, рабство народов - с другой. Этой позорной политике натравливания нет и не должно быть возврата. Отныне она должна быть заменена политикой добровольного и честного союза народов России.
В период империализма, после февральской революции, когда власть перешла в руки кадетской буржуазии, неприкрытая политика натравливания уступила место политике трусливого недоверия к народам России, политике придирок и провокаций, прикрывающейся словесными заявлениями о "свободе" и "равенстве" народов. Результаты такой политики известны: усиление национальной вражды, подрыв взаимного доверия. Этой недостойной политике лжи и недоверия, придирок и провокации должен быть положен конец. Отныне она должна быть заменена открытой и честной политикой, ведущей к полному взаимному доверию народов России.
Только в результате такого доверия может сложиться честный и прочный союз народов России. Только в результате такого союза могут быть спаяны рабочие и крестьяне народов России в одну революционную силу, способную устоять против всяких покушений со стороны империалистско-аннексионистской буржуазии.
Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлемое право народов России более решительно и определенно.
Исполняя волю этих съездов. Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1. Равенство и суверенность народов России. 2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. 3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений. 4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Вытекающие отсюда конкретные декреты будут выработаны немедленно после конструирования комиссии по делам национальностей.
("История Советской конституции (в документах)", М., Госюриздат, 1957 г.)
Однако уже в ходе гражданской войны, навязанной народам нашей страны, империалистическими кругами Англии, Америки, Франции и др., а также так называемым "белым движением" (фактически бывшим правящим классом) пошли обратные процессы, а именно: стали нарастать центростремительные силы. После завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых советских государств - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики объединились в Закавказскую Федерацию - ЗСФСР).
В 1920-1921 гг. между республиками устанавливается военнохозяйственный союз (объединялись наркоматы внешней торговли,финансов, военных и морских дел, путей сообщения, труда, почта и телеграфов).
В 1922 г. был заключен и дипломатический союз - подписан протокол о передаче РСФСР другими республиками прав защиты их интересов, вплоть до заключения и подписания от их имени договоров и соглашений с иностранными государствами. В большинстве республик власть принадлежала национальным компартиям, входившим в состав единой РКП(б), что, несомненно, облегчало процесс их объединения.
К объединению стимулировали и экономические обстоятельства - исторически сложившееся разделение труда, веками складывавшаяся экономическая взаимосвязь районов. Но, как отмечают многие историки, решающей и главной стала идея принадлежности к единому великому государству, которая превалировала в умах и настроениях народов, живших в бывшей Российской империи. Сыграли свою роль и общность исторических судеб, миграции, перемешивание населения, смешанные браки, а также - мирная, преимущественно народная колонизация в России, отсутствие геноцида, необходимость совместного выживания возникших политических режимов во враждебном внешнем окружении.
В руководстве РКП(б) существовали различные точки зрения на принципы построения единого многонационального государства. Созданная комиссия Политбюро ЦК РКП(б) утвердила проект «автономизации», предложенный И.В. Сталиным. Он предусматривал включение Украины, Белоруссии, Закавказских республик в состав РСФСР на правах автономий.
Ленин, ознакомившись с проектом, подверг его резкой критике. Он полагал, что все республики должны на принципах федерации создать Союз - на строго добровольных началах, полном равноправии и сохранении за каждой республикой права на свободный выход из государственного союза.
ЦК РКП(б) утвердил ленинские принципы национально-государственного устройства.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических республик.
ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР 30 декабря 1922 г.
Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма. Там, в лагере капитализма - национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма - взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.
Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о национальности путем совмещения свободного развития народов с системой эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.
Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов. Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить нападения империалистов всего мира, внутренних и внешних. Только благодаря этим обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.
Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капиталистического окружения.
Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью.
Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу национального развития народов.
Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании "Союза Советских Социалистических Республик", служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику.
Заявляя обо всем этом перед всем миром и торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, нашедших свое выражение в конституциях уполномочивших нас социалистических советских республик, мы, делегаты этих республик, на основании данных нам полномочий, постановляем подписать договор об образовании "Союза Советских Социалистических Республик". Хрестоматия по истории России с древнейших времнен до наших дней. сост. Орлов А.С... Москва "Проспект" 1999 г.)
ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК 30 декабря 1922 г.
Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (ЗСФСР - Грузия, Азербайджан и Армения) заключают настоящий союзный договор об объединении в одно союзное государство - “Союз Советских Социалистических Республик” - на следующих основаниях.
1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях;
б) изменение внешних границ Союза;
в) заключение договоров о приёме в состав Союза новых республик;
г) объявление войны и заключение мира;
д) заключение внешних государственных займов;
е) ратификация международных договоров;
ж) установление систем внешней и внутренней торговли;
з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров;
и) регулирование транспортного и почтово-телеграфного дела;
к) установление основ организации вооружённых сил Союза Советских Социалистических Республик,
л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, установление монетной, денежной и кредитной системы, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов;
м) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза;
н) общее союзное законодательство о переселениях;
о) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное союзное законодательство;
п) установление основных законов о труде;
р) установление общих начал народного просвещения;
с) установление общих мер в области охраны народного здоровья;
т) установление системы мер и весов;
у) организация общесоюзной статистики;
ф) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;
х) право общей амнистии;
ц) отмена нарушающих союзный договор постановлений съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов и Советов Народных Комиссаров союзных республик.
2. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, а в периоды между съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик.
3. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из представителей городских Советов по расчёту 1 депутат на 25 000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчёту 1 депутат на 125 000 жителей.
4. Делегаты на съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избираются на губернских съездах Советов.
5. Очередные съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его собственному решению или же по требованию не менее двух союзных республик.
6. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Центральный Исполнительный Комитет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой, всего в составе 371 члена.
7. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза или по требованию Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, а также Центрального Исполнительного Комитета одной из союзных республик.
8. Съезды Советов и сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик созываются в столицах союзных республик в порядке, устанавливаемом Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
9. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик избирает Президиум, являющийся высшим органом власти Союза в периоды между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза.
10. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик избирается в составе 19 членов, из коих Центральный Исполнительный Комитет Союза избирает четырёх председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза по числу союзных республик.
11. Исполнительным органом Центрального Исполнительного Комитета Союза является Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (Совнарком Союза), избираемый Центральным Исполнительным Комитетом Союза на срок полномочий последнего в составе:
Председателя Совета Народных Комиссаров Союза,
Заместителей председателя,
Народного комиссара по иностранным делам,
Народного комиссара по военным и морским делам,
Народного комиссара внешней торговли,
Народного комиссара путей сообщения,
Народного комиссара почт и телеграфов,
Народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции,
Председателя Высшего Совета Народного Хозяйства,
Народного комиссара труда,
Народного комиссара продовольствия,
Народного комиссара финансов.
12. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик и объединения усилий союзных республик по борьбе с контрреволюцией учреждается при Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик Верховный Суд, с функциями верховного судебного контроля, а при Совете Народных Комиссаров Союза - объединённый орган Государственного Политического Управления,, председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза с право” совещательного голоса.
13. Декреты и постановления Совнаркома Союза Советских Социалистических Республик обязательны для всех союзных республик и приводятся в исполнение непосредственно на всей территории Союза.
14. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский).
15. Центральные Исполнительные Комитеты союзных республик опротестовывают декреты и постановления Совнаркома Союза в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их исполнения.
16. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы лишь Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его Президиумом; распоряжения же отдельных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть отменяемы Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик, его Президиумом и Совнаркомом Союза.
17. Распоряжения народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы Центральными Исполнительными Комитетами или Президиумами Центральных Исполнительных Комитетов союзных республик лишь в исключительных случаях, при явном несоответствии данного распоряжения постановлениям Совнаркома или Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик. О приостановке распоряжения Центральный Исполнительный Комитет или Президиум Центрального Исполнительного Комитета союзных республик немедленно сообщает Совету Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару Союза Советских Социалистических Республик.
18. В состав Совета Народных Комиссаров союзных республик входят:
Председатель Совета Народных Комиссаров,
Заместители председателя,
Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства,
Народный комиссар земледелия,
Народный комиссар продовольствия,
Народный комиссар финансов,
Народный комиссар труда,
Народный комиссар внутренних дел,
Народный комиссар юстиции,
Народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции,
Народный комиссар по просвещению,
Народный комиссар здравоохранения,
Народный комиссар социального обеспечения,
Народный комиссар по национальным делам,
а также с правом совещательного голоса уполномоченные наркоматов Союза: по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения и почт и телеграфов.
19. Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты: продовольствия, финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, непосредственно подчиняясь Центральным Исполнительным Комитетам и Совнаркомам союзных республик, руководствуются в своей деятельности распоряжениями соответственных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
20. Республики, входящие в состав Союза, имеют свои бюджеты, являющиеся составными частями общесоюзного бюджета, утверждаемого Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Бюджета республик в их доходных и расходных частях устанавливаются Центральным Исполнительным Комитетом Союза. Перечень доходов и размеры доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных республик, определяются Центральным Исполнительным Комитетом Союза.
21. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.
22. Союз Советских Социалистических Республик имеет свой флаг, герб и государственную печать.
23. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.
24. Союзные республики вносят в соответствии с настоящим договором изменения в свои конституции.
25. Утверждение, изменение и дополнение союзного договора подлежат исключительному ведению съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик.
26. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял первую Конституцию СССР (она состояла из Декларации и Договора об образовании СССР). Конституция признавала республики суверенными государствами - с правом свободного выхода из Союза, внесения в свои конституции изменений в соответствии с Конституцией СССР. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, делегаты которого избирались местными Советами (1 делегат от25 тыс. городских жителей и 1 делегат на 125 тыс. сельских жителей); в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов - он состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей, имел свой руководящий орган - Президиум ЦИК.
Исполнительным органом ЦИК СССР стал Совет Народных Комиссаров (СНК), он ведал вопросами обороны, внешней политикой и торговлей, финансами, путями сообщений и др. Во второй половине 20-х годов в национально-территориальном устройстве СССР произошли серьезные изменения.
В 1925 г. на территории Туркестанской АССР (входила в состав РСФСР) были образованы две новые союзные республики - Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. было провозглашено создание Таджикской ССР (ранее Таджикистан входил в состав Узбекской ССР). Схожие изменения происходили и в других республиках. Так, в 1924 г. в составе УССР появилось новое автономное объединение - Молдавская АССР.
Таким образом, уже в 20-е годы большевики собрали в единое государство значительную (большую) часть территории Российской империи.
15 ноября 1930 года "Если враг не сдаётся, - его уничтожают"... в «Правде» и «Известиях» Максим Горький выступает со знаменитой статьей «Если враг не сдается, - его уничтожают» (в газете «Известия» она вышла под заголовком «Если враг не сдаётся, - его истребляют»).
В конце 1980-х - начале 1990-х на Горького обрушились разоблачители, обвинявшие «буревестника революции» в пособничестве "сталинскому режиму" и даже идеологическом обосновании "репрессий". Писателя обвинили в том, что именно публикация статьи «Если враг не сдаётся, - его уничтожают» дала старт новому витку классовой борьбы и новой волне репрессий. В доказательство обычно приводят следующие строки из статьи Горького: «Внутри страны против нас хитрейшие враги организуют пищевой голод, кулаки терроризируют крестьян-коллективистов убийствами, поджогами, различными подлостями, - против нас всё, что отжило свои сроки, отведённые ему историей, и это даёт нам право считать себя всё ещё в состоянии гражданской войны. Отсюда следует естественный вывод: если враг не сдаётся, - его истребляют». Не вдаваясь в саму суть политических процессов в СССР, надо сказать, что роль Горького в их идеологическом обосновании выглядит весьма надуманной.
Собственно, статья «Если враг не сдаётся, - его уничтожают» посвящена не только и не столько борьбе с врагами, сколько проблеме создания нового социалистического мира и социалистической культуры и трудностям, которые возникают при этом. "сделать невозможным скопление в руках и карманах единиц огромных богатств, которые всюду выжимаются и всегда выжимались из крови и пота рабочих, крестьян; уничтожить деление людей на классы, уничтожить всякую возможность эксплуатации меньшинством трудовой и творческой энергии большинства; разоблачить ядовитую ложь религиозных и национальных предрассудков, которые разъединяют людей, делая их непонятными, чужими друг другу; вытравить из жизни трудящихся все воспитанные вековым рабством дикие и грязные бытовые навыки;
уничтожить всё, что, затрудняя в трудовом народе рост сознания единства его жизненных интересов, позволяет капиталистам создавать человеческие бойни, посылая миллионы трудящихся на войну друг против друга, - на войны, основная цель которых всегда одна: укрепление права капиталистов на грабёж, укрепление их бессмысленной жажды наживы, их власти над трудящимися".
Вряд ли в призыве к вытравливанию «диких и грязных бытовых навыков», к борьбе с разъединяющими религиозными и национальными предрассудками можно разглядеть стремление к развязыванию репрессий.
Новую жизнь фразе Горького дал Сталин, который в приказе номер 55 от 23 февраля 1942 года, обращаясь к красноармейцам и краснофлотцам, командирам и политработникам, партизанам и партизанкам, писал:
«Война есть война. Красная Армия берёт в плен немецких солдат и офицеров, если они сдаются в плен, и сохраняет им жизнь. Красная Армия уничтожает немецких солдат и офицеров, если они отказываются сложить оружие и с оружием в руках пытаются поработить нашу Родину. Вспомните слова великого русского писателя Максима Горького: „Если враг не сдаётся, - его уничтожают“».
15 ноября 1938 года в Барселоне проходит прощальный парад интербригад, сражавшихся вместе с республиканцами против фашистов.
15 ноября 1955 года введен в действие Ленинградский метрополитен.
15 ноября 1971 года Подписание в Москве представителями НРБ, ВНР. ГДР, Кубы, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР соглашения о создании международной системы и организации космической связи "Интерспутник".
15 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» при помощи универсальной ракетно-транспортной системы «Энергия» был впервые запущен орбитальный корабль многоразового использования «Буран», полет которого оказался первым и последним. Система «Энергия-Буран»
- Твердо знаю, чего мы делать точно НЕ будем - не будем копировать американский «Шаттл»! (академик В.П. Глушко, май 1974 г.)
Начало разработки проекта «Энергия-Буран» - 1974 год. Планировалось его использование в качестве транспортного средства в составе орбитальных комплексов «Мир» и «Мир-2». Поначалу эта система планировалась как советское «повторение» аналогичной американской многоразовой системы «Спейс Шаттл». Проект назывался ОС-120. В результате последующей работы появился вариант с орбитальным кораблём ОС-92, «переросший» затем в известный всему миру «Буран».
Изучив недостатки системы «Шаттл», наши руководители страны наконец-то вняли на призывы Глушко, и не стали повторять их систему. Да и повторять для нашей космической отрасли, чужие достижения было весьма как-то против традиций. Поэтому и создали новое - ракету-носитель тяжёлого класса, с частично многоразовыми элементами и корабль с достоинствами «Шаттла», но без его недостатков.
Система получалась такая, что РН могла доставлять на орбиту не только космический самолёт, но и другие грузы до 100 т. Кроме этого, бустеры для «Энергии» были сделаны прямо под эту систему, и с перспективой превращения их в многоразовые (те, странные наплывы на бустерах, что вы можете наблюдать на фото «Энергии-Бурана» есть ни что иное как обтекатели системы спасения ступени). То есть получалась не просто новая, а универсальная система, намного превосходящая американскую в техническом плане. Например, Буран» мог автоматически садиться на аэродром и был много безопаснее «Шаттла». (Последние фото "Бурана"
тут)
Увидев технические преимущества «Бурана», американцы тут же начали копировать советские технические решения - НАСА создало проект РН, где в котором орбитальный корабль заменялся одноразовым блоком. Но наши инженеры далеко обошли своих американских коллег: для «Энергии» был предусмотрен вариант с гораздо большей грузоподъёмностью - вариант «Вулкан». При присоединении к центральному блоку не четырёх, как для «Энергии», а восьми бустеров, получалась ракета-носитель с грузоподьёмностью в 200т! Пока для американцев это лишь область мечтаний, а у нас уже есть вполне нормальная РН.
Начало летных испытаний - 1988 год. 15 ноября 1988 года «Буран» был выведен на орбиту в беспилотном варианте. Совершив 2 неполных витка вокруг Земли и выполнив необходимые маневры, орбитальный самолет приземлился на специальной посадочной полосе на космодроме «Байконур». Это был его единственный космический полет.
Основные характеристики «Бурана»:
Длина - 36,4м
Общая высота - 16,45м
Размах крыльев - 23,9м
Диаметр фюзеляжа - 5,6м
Размеры отсека полезного груза - 4,7х18,3м
Максимальная стартовая масса - 105т
Посадочная масса - 82т
Макс. масса доставляемого на орбиту груза - 30т
Макс. масса груза возвращаемого с орбиты - 20т
Продолжительность полета - от 7 до 30 суток
Экипаж - от 2 до 7 чел.
В начале 90-х годов программа «Буран» была закрыта. Очередной блестящий советский проект был убит предателями страны. Всего было построено пять летных экземпляров корабля "Буран".
1) Корабль 1.01 "Буран" - совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.
2) Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией "Мир". Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.
3) Корабль 2.01 - был готов на 30 - 50 %. Находился на Тушинском машзаводе, потом - на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.
4) Корабль 2.02 - был готов на 10 - 20 %. Разобран на стапелях завода.
5) Корабль 2.03 - задел уничтожен и вывезен на свалку.