ПРОЛОГ.
Анатолий Макаров (ЛГ, № 51, 2010): "Народ - это люди, живущие своим горбом, простите, трудом, независимо от того, какого напряжения в нём больше - физического, умственного или нервного, люди, что-то на земле созидающие - руками, головой, душевным ли порывом, но не стригущие купоны, не проедающие наследство, не ловящие удачу за зелёным сукном в казино и уж тем более не вымогающие взятки. Адепты безбрежной рыночной философии, какие-нибудь изощрённые монетаристы докажут мне, что азарт, спекуляция и даже коррупция отчасти тоже входят в систему современной экономики, дай им Бог удачи, но ни спекулянтов, ни профессиональных игроков, ни тем более взяточников я к народу не отношу. Не из каких-то высших моральных принципов, не из пренебрежения их рискованным промыслом, а просто потому, что не вижу в нём никакого созидательного смысла. А в занятиях тех токарей-пекарей, портних и медсестёр, шофёров и электриков, представьте, вижу".
Продолжение...Положение ВЦИК и СНК о страховании
на случай безработицы 11(24) декабря 1917 г.
1) Действие настоящего Положения распространяется на всю территорию Российской Республики и на всех лиц без различия пола и возраста, занятых по найму во всех отраслях труда, независимо от характера работы, а также от того, у кого они работают по найму: в государственных, частных, общественных учреждениях или у частных лиц.
2) Действие настоящего Положения не распространяется на тех лиц, регулярный заработок которых превышает трехкратный средний заработок рабочих данной местности, устанавливаемый местными или областными советами профессиональных союзов.
3) Под безработным настоящее Положение понимает всякое трудоспособное лицо, главным источником существования которого является работа по найму, не имеющее возможности найти работу за установленную соответствующими профессиональными союзами норму вознаграждения, а при их отсутствии - биржей труда, и зарегистрированное в местных биржах труда или профессиональных союзах, а при их отсутствии - в больничных кассах.
Примечание. Лица, лишившиеся заработка вследствие локаута, считаются безработными.
4) Безработными в смысле настоящего Положения не считаются: а) лица, лишившиеся работы без утраты заработка; б) лица, лишившиеся заработка вследствие забастовки, пока она продолжается; в) лица, по определению местной кассы безработных или уполномоченных ею органов, без уважительных причин оставившие прежнюю работу или не приступающие к новой, либо не нуждающиеся в данное время в пособии.
5) Наличность и продолжительность безработицы устанавливается местной кассой безработных через биржи труда и профессиональные союзы.
6) Средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются из отчислений на это соответственной части прогрессивного налога на доходы, имущества и наследства.
7) Впредь до введения указанного налога средства для обеспечения безработных страховыми пособиями образуются из взносов нанимателей.
8) Взносы эти производятся нанимателями в местные кассы безработных и образуют единый всероссийский фонд безработных. Всероссийский фонд безработных помещается, хранится и расходуется согласно правилам, выработанным Центральной комиссией страхования безработицы (ст.25).
Декрет о прекращении выдачи пенсий, превышающих 300 рублей 11(24) декабря 1917 г.
ДЕКРЕТ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ ПО МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ
Прекращается выдача из средств Государственного казначейства пенсий, превышающих 300 руб. ежемесячной выдачи одному лицу или семейству. В издание общего положения народному комиссару финансов поручается, по выяснении обстоятельств и оснований назначения отдельных свыше указанных размеров пенсий, делать, в заслуживающих уважения случаях, распоряжения о продолжении производства их, но в размерах, не превышающих вышеозначенной предельной суммы.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар по Министерству финансов В. Менжинский.
Временный заместитель народного комиссара по Государственному контролю Эссен.
Управляющий делами Совета В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Постановление об Особом совещании по обороне 11(24) декабря 1917 г.
Именем Республики Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Состав Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства определяется из представителей по одному из следующих коллегий при народных комиссарах: 1) по военным делам, 2) морским, 3) торговли и промышленности, 4) продовольствия, 5) финансов, 6) путей сообщения, 7) труда, 8) контроля и 9) земледелия. Представители довольствующих управлений Военного и Морского ведомств входят в состав Особого совещания с правом совещательного голоса.
2) Председателем Особого совещания состоит народный комиссар по военным делам, который приглашает в состав Особого совещания сведущих лиц по своему усмотрению.
3) Особое совещание руководствуется в своей деятельности указаниями Высшего совета народного хозяйства, причем народный комиссар по военным делам, как председатель Особого совещания, обязан сообщать Высшему совету народного хозяйства и Совету Народных Комиссаров сведения и разъяснения в порядке сообщений и докладов.
4) Для предварительной подготовки Дел при Особом Совещании образуются комиссии, состав которых определяется народным комиссаром по военным делам, назначающим председателей этих комиссий.
5) На обязанности Особого совещания лежит ликвидация заказов на оборону или уменьшение их до нормального по мирному времени уровня и связанная с этим демобилизация заводов и перевод их на производство мирного времени.
6) Особое совещание имеет право изменять по соображениям государственной пользы наряды, договоры и контракты на поставки частных промышленных предприятий.
7) Особое совещание имеет право назначать комиссаров в частные промышленные предприятия, если владельцы их действуют в ущерб государственным интересам, причем означенным комиссарам предоставляются все права контроля по ведению дел предприятий.
8) Члены Особого совещания за преступные деяния, совершенные ими при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, подвергаются ответственности по Революционному суду.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар по военным делам Н. Подвойский.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Положение о земельных комитетах не позднее 12(25) декабря 1917 г. (Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.)
I. Общие положения
1. Для проведения в жизнь земельных законов, как уже изданных, так и имеющих быть изданными впредь, до окончательной земельной реформы и установления новых земельных отношений, учреждаются Главный и местные земельные комитеты.
2. Главный земельный комитет в пределах задач, обозначенных в пункте 1-м настоящего «Положения», является самостоятельным
учреждением в составе центральных государственных установлений.
3. Местные земельные комитеты действуют под общим руководством Главного земельного комитета.
II. О местных земельных комитетах
4. Губернские (областные), уездные (окружные) и волостные земельные комитеты учреждаются повсеместно в губерниях (областях), уездах (округах и отделах) и волостях.
Состав местных земельных комитетов
5. Волостной земельный комитет избирается на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права по расчету от каждых 500 человек населения одного члена. В состав волостного земельного комитета входят также представители смежных
волостей по одному от каждой волости. Примечание. Положения об организации сельскохозяйственных рабочих и о представительстве их в волостных земельных комитетах будут изданы особо.
6. В состав уездных земельных комитетов входят.
1) По одному представителю от каждого волостного земельного комитета уезда.
2) Один представитель от уездного земства и один член, избираемый городской думой уездного города.
3) 6 представителей от уездного Совета крестьянских депутатов и по два представителя от уездных Советов рабочих и солдатских депутатов (если таковые существуют).
Примечание. Где нет Советов рабочих и солдатских депутатов, все десять депутатов посылаются Советом крестьянских депутатов.
4) Уездный земельный комитет может приглашать в свои заседания сведущих лиц, с правом решающего голоса по вопросам их
специальности.
7. В состав губернских (областных) земельных комитетов входят:
1) По 1 представителю от каждого уездного земельного комитета.
Примечание. Губернский земельный комитет может увеличить представительство до 2 от уездных земельных комитетов.
2) 1 представитель губернского земства и один, избираемый городской думой губернского города.
3) 12 представителей от губернского Совета крестьянских депутатов и по 3 представителя от Советов рабочих и солдатских депутатов.
Примечание. Где нет Советов рабочих и солдатских депутатов, все 18 депутатов посылаются Советом крестьянских депутатов.
4) Уездный земельный комитет может приглашать на свои заседания сведущих лиц с правом решающего голоса по вопросам их
специальности.
8. В члены земельных комитетов могут быть избираемы лица, имеющие право участвовать в выборах по земскому и городскому
самоуправлению, независимо от места жительства их в момент избрания.
9. Заведывание текущими делами местных земельных комитетов (волостных, уездных и губернских) и приведение их постановлений в
исполнение возлагается на образуемые комитетами с этой целью коллегиальные исполнительные органы (земельные управы).
III. О Главном земельном комитете
10. В состав членов Главного земельного комитета входят:
1) Коллегия по земельным делам во главе с комиссаром.
2) Представители губернских (областных) земельных комитетов по одному от каждого.
3) 25 представителей от Всероссийского Совета крестьянских депутатов.
4) 12 представителей от Всероссийского Совета рабочих и солдатских депутатов.
5) Представители политических партий, по одному от каждой, по постановлению Главного комитета.
6) Представители крупнейших ученых экономических и сельскохозяйственных обществ: Вольного экономического, Московского общества сельского хозяйства, Общества А.И.Чупрова, Киевского и Харьковского сельскохозяйственных обществ, Общества сельского хозяйства юга России и других по постановлению Главного земельного комитета, по одному представителю от каждого общества с правом совещательного голоса.
7) Представители национальных и племенных групп, имеющих своеобразные формы земельного уклада, по постановлению Главного
земельного комитета.
8) Представители коллегий финансов, юстиции, внутренних дел, по одному от каждой.
9) 25 членов по избранию Главного земельного комитета из числа лиц, заявивших себя научной или практической деятельностью
по земельному вопросу или в соприкасающихся с ним областях.
10) Сведущие лица, приглашаемые председателем с правом совещательного голоса.
Примечание 1. Представители прочих коллегий, сверх членов комитета, указанных в пп. 1 и 8 настоящей статьи, присутствуют в
комитете с правом совещательного голоса.
Примечание 2. Вопрос о представительстве в Главный всероссийский земельный комитет от автономных единиц, входящих в состав Российской Федеративной Республики, настоящим положением не разрешается. Его решение будет установлено соглашением
Главного всероссийского земельного комитета с Главным земельным комитетом автономных единиц. Временно же представители губерний, входящих в состав автономных единиц, участвуют в Главном всероссийском земельном комитете на общих основаниях.
11. Главный земельный комитет выбирает из своей среды председателя и 4 товарищей председателя.
12. Органами Главного земельного комитета являются: 1) общее собрание Главного земельного комитета, 2) совет, 3) президиум и 4) управление делами.
13. Общее собрание Главного земельного комитета является органом, руководящим всей деятельностью Главного земельного
комитета и действующим в периоды сессий.
14. Постоянно действующим органом комитета, руководящим работой в межсессионное время, является совет Главного земельного
комитета, в который входят: а) 35 членов по избранию общего собрания Главного земельного комитета, б) председатель комитета,
товарищи председателя, управляющий делами Главного земельного комитета и помощники управляющего, в) коллегия земледелия во главе с комиссаром, г) заведывающие отделами: всероссийской сельскохозяйственной переписи, сельскохозяйственной статистики и сельскохозяйственной экономии и политики.
15. Президиум комитета состоит из председателя Главного земельного комитета, его товарищей и управляющего делами Главного
земельного комитета и является распорядительным органом общего собрания и совета по текущим делам Главного земельного комитета.
16. Управление делами Главного земельного комитета является исполнительным органом Главного земельного комитета и состоит из
управляющего делами, помощников управляющего и начальников отделов, по назначению президиума Главного земельного комитета, и прочих должностных лиц по штату.
17. Порядок деятельности органов Главного земельного комитета определяется наказом, утверждаемым общим собранием Главного земельного комитета и публикуемым в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства».
18. На Главный земельный комитет возлагается: 1) Общее руководство собиранием и разработкой необходимых для земельной реформы сведений и другими подготовительными к ней действиями. 2) Составление общего окончательного проекта земельной
реформы. 3) Составление и предварительное рассмотрение законопроектов по урегулированию земельных правоотношений в связи с осуществлением земельной реформы. 4) Возбуждение законодательных предположений и представление их Совету Народных Комиссаров.
19. К работам по подготовке земельной реформы (пп. 1, 2, 3ст. 18) Главный земельный комитет имеет право привлекать, по соглашению с коллегией земледелия, соответствующие органы и личный состав Комиссариата земледелия.
20. В отношении местных земельных комитетов Главному земельному комитету принадлежит: 1) Руководство по указанным в п.1 ст.18 предметам; 2) Созыв съездов и совещаний (всероссийских, областных, районных и т.п.) представителей земельных комитетов;
Примечание. По заявлению 10 губернских земельных комитетов Главный земельный комитет обязан созвать всероссийскую сессию
земельных комитетов; 3) Разрешение возбуждаемых коллегией земледелия отдельных вопросов, касающихся направления деятельности местных комитетов; 4) Контроль за деятельностью местных земельных комитетов по изданию ими обязательных постановлений; 5) Разрешение пререканий и споров между отдельными комитетами по вопросам подведомственности комитетам.
IV. Предметы ведения местных земельных комитетов
Все земли нетрудовых хозяйств со всем сельскохозяйственным живым и мертвым инвентарем, а также со всеми сельскохозяйственными и жилыми постройками, со всеми запасами сельскохозяйственных продуктов и материалов, воды местного
хозяйственного значения и леса переходят в ведение и распоряжение земельных комитетов.
Примечание. О порядке перехода земель сельскохозяйственного, фабрично-заводских будут изданы особые положения.
В круг ведения волостных земельных комитетов входит:
1) Принятие мер для наиболее целесообразного использования изъятых из частного распоряжения имуществ. 2) Разрешение споров и недоразумений, возникающих в пределах волости, по вопросам, входящим в круг ведения волостного земельного комитета, как самостоятельно, так и через посредство третейских судов и примирительных камер. 3) Исполнение поручений губернского и уездного земельных комитетов: а) по собиранию необходимых для земельной реформы сведений, б) по составлению соображений и заключений по относящимся к ней вопросам и в) по выполнению необходимых для нее подготовительных действий. 4) Приведение в исполнение постановлений по земельным делам центральной власти и постановлений и поручений Главного, губернского и уездного земельных комитетов.
К предметам ведения уездных и губернских (областных) земельных комитетов относятся: а) учет всех земель, инвентаря, построек,
сельскохозяйственных продуктов, материалов и собирание необходимых для земельной реформы сведений, составлениеб соображений и заключений по относящимся к ней вопросам, а также выполнение необходимых для нее подготовительных действий;
б) фактическое изъятие земель, построек, инвентаря, сельскохозяйственных продуктов и материалов из владения частных лиц;
в) выделение культурных имений, охрана их от обесценения и организация в них хозяйства;
г) распределение земельного фонда и сельскохозяйственного инвентаря в уравнительно-трудовое пользование;
д) разрешение, в кругу своего ведения, споров и недоразумений, когда такие споры выходят из пределов власти волостных (уездных) комитетов, как непосредственно, так и через посредство третейских судов и примирительных камер;
е) издание обязательных постановлений, согласуемых с общегосударственными интересами, по предметам ведения данного
земельного комитета.
На постановления волостного земельного комитета могут быть приносимы жалобы в уездный земельный комитет; постановления
уездного земельного комитета могут быть обжалованы в губернский, жалобы на постановления губернского комитета приносятся в Главный земельный комитет.
Примечание. Жалобы на решения губернских земельных комитетов в Главный и на решения уездных комитетов в губернский не
приостанавливают приведения в исполнение таковых решений.
Земельные комитеты, как по жалобам, так и в порядке надзора, могут отменять или изменять постановления комитета низшей инстанции, а также, до пересмотра дела, приостанавливать приведение в исполнение их постановлений.
26. По вопросам, возникающим в делах земельных комитетов и затрагивающим задачи других государственных или земских и иных
общественных учреждений, земельные комитеты действуют по соглашению с соответствующими учреждениями.
27. Государственные и общественные учреждения, должностные лица и милиция обязаны оказывать земельным комитетам и их
исполнительным органам свое содействие в осуществлении возложенных на них обязанностей.
28. Земельным комитетам предоставляется право требовать не только от учреждений, но и от частных лиц разного рода сведения,
справки и, для обозрения, документы, необходимые комитетам при осуществлении возложенных на них задач.
29. На покрытие расходов по содержанию и работам земельных комитетов все земли губернского земельного фонда облагаются
особым минимальным подесятинным налогом; размер подесятинного земельного налога и смета расходов на земельные комитеты
устанавливаются ежегодно губернскими съездами волостных земельных комитетов. Главный земельный комитет вырабатывает скалу
дифференциальной ренты, взимаемой с комитетов многоземельных губерний, в целях уравнительного материального обеспечения
земельных комитетов в губерниях малоземельных. До проведения в жизнь настоящей системы финансирования земельные комитеты
получают заимообразно аванс на содержание из средств государства или из взносов в депозит комитетов, поступающих за пользование землей.
Примечание. В дальнейшем земельные комитеты должны содержаться на средства из доходов надельных сельских хозяйств особо высокой культуры.
30. Делопроизводство в земельных комитетах освобождается от гербового и других сборов.
V. О губернских съездах земельных комитетов
1) Ежегодно в губернии созывается губернский съезд земельных комитетов в составе: а) по одному представителю от каждого
волостного земельного комитета, б) по одному от каждой уездной земельной управы, в) всех членов губернской земельной управы, г)
по два представителя от каждого уездного исполнительного комитета Совета крестьянских депутатов, д) всего исполнительного комитета губернского Совета крестьянских депутатов, е) по пяти представителей от губернского Совета рабочих и солдатских
депутатов.
2) Губернскому съезду земельных комитетов принадлежит: а) рассмотрение и утверждение сметы на содержание земельных комитетов, устанавливание и раскладка десятинного земельного сбора, б) рассмотрение и дополнение к законоположениям
центральной власти применительно к местным условиям.
3) Разработка и утверждение общего плана ведения хозяйства в культурных имениях на новых началах.
4) Инициатива созыва экстренного губернского съезда земельных комитетов принадлежит: а) губернскому земельному комитету; б) исполнительному комитету губернского Совета крестьянских депутатов; в) 1/3 уездных земельных комитетов губерний.
Председатель [Совета] Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин).
Народный комиссар земледелия Андр.Колегаев.
Управляющий делами В.[Бонч-]Бруевич.
Делопроизводитель Горбунов.
Декрет о национализации банков 14(27) декабря 1917 г.
В интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковой спекуляции и
всемерного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковым капиталом и в целях
образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов - единого народного банка Российской Республики,
Центральный Исполнительный Комитет постановляет: 1) Банковое дело объявляется государственной монополией. 2) Все ныне существующие частные акционерные банки и банкирские конторы объединяются с Государственным банком. 3) Активы и пассивы ликвидируемых предприятий перенимаются Государственным банком. 4) Порядок слияния частных банков с Государственным банком определяется особым декретом. 5) Временное управление делами частных банков передается совету Государственного банка. 6) Интересы мелких вкладчиков будут целиком обеспечены.
Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака 16(29) декабря 1917 г.
1. Брак расторгается вследствие просьбы о том обоих супругов или, хотя бы, одного из них.
2. Означенная просьба подается, согласно правилам о местной подсудности, в местный суд.
Примечание. Заявление о расторжении брака по обоюдному соглашению может быть подано и непосредственно в Отдел записей браков, в котором хранится запись о заключении данного брака, каковой отдел заносит в книгу запись о расторжении брака и выдает о том свидетельство.
3. В назначенный для рассмотрения просьбы о расторжении брака день местный судья вызывает обоих супругов или их поверенных.
4. Если место жительства супруга, подлежащего вызову, неизвестно, то подача просьбы о расторжении брака допускается по последнему известному просителю месту жительства отсутствующего супруга или по месту жительства просителя с указанием, однако, суду последнего известного ему места жительства ответчика.
5. Если место жительства супруга, подлежащего вызову, неизвестно, то день заседания по делу назначается не ранее истечения двух месяцев со дня напечатания публикации о вызове в местной правительственной газете, а повестка посылается по указанному просителем последнему известному месту жительства ответчика.
6. Убедившись в том, что просьба о расторжении брака исходит действительно от обоих супругов или одного из них, судья единолично постановляет определение о расторжении брака, в чем и выдает супругам свидетельство. Одновременно с этим судья сообщает копию своего определения в тот Отдел записей браков, где расторгнутый брак был совершен и где хранится относящаяся к сему браку книга записей браков.
7. При расторжении брака по взаимному согласию супруги обязаны в поданном заявлении указать, какие фамилии будут впредь носить бракоразведенные супруги и их дети. При расторжении же брака по заявлению одного из супругов и при отсутствии между супругами по сему предмету соглашения бракоразведенные супруги сохраняют свою добрачную фамилию, фамилию же детей определяет судья, а в случае спора сторон - местный суд.
8. В случае соглашения о том супругов, судья, одновременно с постановлением о расторжении брака, определяет, у кого из родителей остаются несовершеннолетние дети, прижитые в браке, и кто из супругов и в какой мере должен нести издержки по содержанию и воспитанию детей, равно как и о том, обязан ли муж и в каком размере доставлять пропитание и содержание своей бракоразведенной жене.
9. Если же соглашение достигнуто не будет, то участие мужа в доставлении бракоразведенной жене своей пропитания и содержания при неимении или недостаточности у нее собственных средств и при неспособности ее к труду, а также вопрос о том, у кого должны оставаться дети, решаются общеисковым порядком в местном суде, {238} независимо от суммы иска. Судья, незамедлительно постановив единоличное определение о расторжении брака, определяет временно, до решения спора, судьбу детей, а равно решает вопрос о временном содержании как детей, так и жены, если она в том нуждается.
10. Дела о признании браков незаконными или недействительными подлежат впредь ведению местного суда.
11. Действие этого закона распространяется на всех граждан Российской Республики, вне зависимости от принадлежности их к тому или иному вероисповедному культу.
12. Все ныне производящиеся в духовных консисториях ведомства православного и прочих исповеданий, в правительствующем синоде и всяких учреждениях иных христианских и иноверных исповеданий и у должностных лиц по управлению духовных дел всяких исповеданий дела о расторжении браков, по коим не постановлено решений или постановленные решения еще не вступили в законную силу, признаются силою сего закона уничтоженными и подлежащими, со всеми архивами находившихся в производстве вышеназванных учреждений и лиц бракоразводных дел, немедленной передаче для хранения в местные окружные суды. Сторонам же предоставляется право, не выжидая прекращения прежнего дела, заявить новую просьбу о расторжении брака по настоящему декрету, причем относительно отсутствующих новая публикация (пп. 4 и 5) не обязательна, если таковая была уже произведена в прежнем порядке.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Я. Свердлов.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Декрет о запрещении сделок с недвижимостью 16(29) декабря 1917 г.
1. С 18 декабря 1917 г., ввиду предстоящего обобществления городской земли, приостанавливаются какие бы то ни было сделки по продаже, покупке, залогу и т.д. всех недвижимостей и земель в городах.
2. Советам рабочих и солдатских депутатов и городским самоуправлениям предписывается установить наблюдение за исполнением нотариусами настоящего постановления.
3. Лица, продолжающие продажу и покупку и т.д. недвижимых имуществ и земли и не подчиняющиеся настоящему постановлению, по решению местных судов подлежат денежным взысканиям вплоть до конфискации имущества.
4. Настоящее постановление вводится в действие по телеграфу.
Принято Коллегией 14 декабря.
В. Трутовский. Г. Петровский.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Управляющий делами Бонч-Бруевич.
Секретарь Н. Горбунов.
Декрет об уравнении всех военнослужащих в правах 16(29) декабря 1917 г.
Осуществляя волю революционного народа о скорейшем и решительном уничтожении всех остатков прежнего неравенства в армии, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Все чины и звания в армии, начиная с ефрейторского и кончая генеральским, упраздняются. Армия Российской Республики отныне состоит из свободных и равных друг другу граждан, носящих почетное звание солдат революционной армии.
2) Все преимущества, связанные с прежними чинами и званиями, равно как и все наружные отличия, отменяются.
3) Все титулования отменяются.
4) Все ордена и прочие знаки отличия отменяются.
5) С уничтожением офицерского звания уничтожаются все отдельные офицерские организации.
6) Существующий в действующей армии институт вестовых уничтожается.
Примечание. Вестовые остаются лишь при канцеляриях полка, комитетах и прочих войсковых организациях.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный комиссар по военным и морским делам Н. Крыленко.
Народный комиссар по военным делам Подвойский.
Товарищи народного комиссара по военным делам: Кедров. Склянский. Легран. Мехоношин.
Секретарь Совета Н. Горбунов
Приветствие Рабочей и Крестьянской раде 16(29) декабря 1917 г.
Приветствуя образование в Харькове истинно народной Советской власти на Украине, видя в этой Рабочей и Крестьянской {246} Раде подлинное правительство Народной Украинской Республики, Совет Народных Комиссаров обещает новому правительству братской Республики полную и всемерную поддержку в деле борьбы за мир, а также в деле передачи всех земель, фабрик, заводов и банков трудящемуся народу Украины.
Да здравствует власть рабочих, крестьянских и солдатских Советов!
Да здравствует братство рабочих, солдат и крестьян Украины и России!
Совет Народных Комиссаров.
Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния 18(31) декабря 1917 г.
Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки. Гражданский брак совершается на основании следующих правил:
1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе.
Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся.
2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского - 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и неполнородных братьев и сестер, - причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством, с одной стороны, и его отцом и его родственниками, с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных.
3. Желающие вступить в брак являются в отдел записей браков и дают подписку в отсутствии перечисленных в ст.2 сего декрета препятствий для вступления в брак, а также подписку в том, что они вступают в брак добровольно.
Виновные в даче заведомо ложных показаний об отсутствии препятствий, перечисленных в ст.2, привлекаются к уголовной ответственности за ложное показание, а самый брак их признается недействительным.
4. По отобрании вышепредусмотренной подписки заведующий отделом записей браков заносит событие брака в книгу записей браков и затем объявляет брак вступившим в законную силу.
Декрет о государственной независимости Финляндии
В ответ на обращение финляндского правительства о признании независимости Финляндской Республики Совет Народных Комиссаров, в полном согласии с принципами права наций на самоопределение, постановляет: Войти в Центральный Исполнительный Комитет с предложением:
а) признать государственную независимость Финляндской Республики и б) организовать, по соглашению с финляндским правительством, особую комиссию из представителей обеих сторон для разработки тех практических мероприятий, которые вытекают из отделения Финляндии от России.
Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: И.Штейнберг. Карелин. Сталин.
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Н.Горбунов.