ПРОДОЛЖЕНИЕ...Обращение к народам воюющих стран Не позднее 14(27) ноября 1917 г.
НАРОДАМ ВОЮЮЩИХ СТРАН
В ответ на наше предложение о немедленном перемирии на всех фронтах, в целях заключения демократического мира - без аннексий и контрибуций, с гарантией права на
национальное самоопределение, германский главнокомандующий ответил согласием на ведение мирных переговоров. Верховный главнокомандующий армии Республики прапорщик Крыленко предложил отсрочить начатие переговоров о перемирии на 5 дней, до 19 ноября (1 декабря), дабы снова предложить союзным правительствам определить свое отношение к делу мирных переговоров. Военные действия на русском фронте по обоюдному согласию приостановлены. Никаких перемещений войск за эти пять дней, само собой разумеется, ни с той, ни с другой стороны не должно быть. Решающий шаг сделан. Победоносная рабочая и крестьянская революция в России поставила вопрос о мире ребром. Период колебаний, оттяжек, канцелярских соглашений закончен. Сейчас все {87} правительства, все классы, все партий всех воюющих стран призваны ответить категорически на вопрос: согласны ли они вместе с нами приступить 19 ноября (1 декабря) к переговорам о немедленном перемирии и всеобщем мире. Да или нет! От ответа на этот вопрос зависит, избегнут ли труженики заводов и полей новой зимней кампании со всеми ее ужасами и бедствиями, или же Европа будет и дальше истекать кровью. Мы, Совет Народных Комиссаров, обращаемся с этим вопросом к правительствам наших союзников: Франции, Великобритании, Италии, Соединенных Штатов, Бельгии, Сербии, Румынии, Японии, Китая. Мы спрашиваем их пред лицом их собственных народов, пред лицом всего мира: согласны ли они приступить вместе с нами 1 декабря к мирным переговорам?
Мы, Совет Народных Комиссаров, обращаемся к союзным народам и, прежде всего, к их трудящимся массам: согласны ли они и дальше тянуть эту бойню без смысла и цели, слепо идя навстречу гибели всей европейской культуры. Мы требуем, чтобы рабочие партии союзных стран немедленно дали ответ на вопрос: хотят ли они открытия мирных переговоров 1 декабря.
Вопрос поставлен ребром. Солдаты, пролетарии, трудящиеся, крестьяне, хотите ли вы вместе с нами сделать решительный шаг к миру народов?
Мы, Совет Народных Комиссаров, обращаемся к рабочим массам Германии, Австро-Венгрии, Турции, Болгарии. Мир, который мы предложили, должен быть миром народов. Он должен быть честным соглашением, обеспечивающим каждому народу свободу экономического и культурного развития. Такой мир может быть заключен только при условии прямой и мужественной борьбы революционных масс против всех империалистических планов и захватных стремлений.
Рабочая и крестьянская революция уже предъявила свою программу мира. Мы опубликовали тайные договоры царя и буржуазии с союзниками и объявили эти договоры необязательными для русского народа. Мы предлагаем всем народам открыто заключить новый договор на началах соглашения и сотрудничества.
На наше предложение официальные и официозные представители правящих классов союзных стран ответили отказом признать Правительство Советов и вступить с ним в соглашение о мирных переговорах. Правительство победоносной революции не нуждается в признании профессионалов капиталистической дипломатии. Но мы спрашиваем народы: выражает ли реакционная дипломатия их мысли и стремления? Согласны ли народы позволить дипломатии упустить великую возможность мира, открытую русской революцией? Ответ на эти вопросы должен быть дан сейчас же, и ответ не на словах, а на деле. Русская армия и русский народ не могут и не хотят дольше ждать. 1 декабря мы приступаем к мирным переговорам. Если союзные народы не пришлют своих представителей, мы будем вести с немцами переговоры одни. Мы хотим {86} всеобщего мира. Но если буржуазия союзных стран вынудит нас заключить сепаратный мир, ответственность падет целиком на нее.
Солдаты, рабочие и крестьяне Франции, Англии, Италии, Соединенных Штатов, Бельгии, Сербии! 1 декабря открываются мирные переговоры. Мы ждем ваших представителей. Действуйте! Не теряйте ни одного часа! Долой зимнюю кампанию, долой войну!
Да здравствует мир и братство народов!
Комиссар по иностранным делам. Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Положение о выборах гласных Петроградской городской думы 16(29) ноября 1917 г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ ГЛАСНЫХ ПЕТРОГРАДСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ 26 НОЯБРЯ 1917 г.
1) Гласные Петроградской городской думы избираются на срок до 1 января 1919 г. в количестве 200 человек.
2) Правом участия в выборах гласных пользуются все граждане Российской Республики обоего пола, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет и проживающие в день выборов в Петрограде.
3) В гласные и кандидаты могут быть избраны не только лица, пользующиеся правом участия в выборах, но и все прочие лица, хотя и не проживающие в Петрограде, но удовлетворяющие остальным, установленным для участия в выборах, требованиям.
4) Для производства выборов гласных составляется один по городу избирательный округ, с подразделением его на отдельные избирательные участки. Число отдельных избирательных участков и распределение между ними территории города остаются те же, кои установлены для выборов в Учредительное собрание. Воинские чины, числящиеся в составе воинской части, выделяются в отдельный избирательный воинский район или участок.
5) Выборы производятся в один день, в воскресенье 26 ноября 1917 г., с 9 часов утра до 9 часов вечера и одновременно по всем избирательным участкам.
О дне, часе и месте выборов Центральная избирательная комиссия и исполнительные комитеты районных Советов рабочих и солдатских депутатов совместно с районными управами объявляют заблаговременно во всеобщее сведение.
6) Не позже, чем к 21 ноября 1917 г., избирателям предоставляется заявлять Центральной избирательной комиссии списки предлагаемых к баллотировке кандидатов. Число указанных в списке кандидатов не должно превышать двухсот человек. В списках должно содержаться фамилия, имя, отчество, а также местожительство каждого кандидата. К каждому списку кандидатов должны быть приложены собственноручные расписки кандидатов на согласие их быть включенными в список и баллотироваться {94} в том порядке, в каком они значатся в списке. Одно и то же лицо может быть выставлено лишь в одном списке. В случае обнаружения одного и того же лица в двух или нескольких списках, таковые исключаются из всех списков. Списки должны быть подписаны, с обозначением имени, отчества, фамилии и местожительства, не менее ста лицами, пользующимися правом участия в выборах. Каждый избиратель может подписать только один какой-либо список кандидатов, причем подписи выставленных кандидатов в счет не принимаются. Заявленные списки кандидатов, удовлетворяющие означенным условиям, нумеруются Центральной избирательной комиссией в порядке их поступления и с такой нумерацией, а также с обозначением партии или группы, от которой они предложены, объявляются во всеобщее сведение не позже 24 ноября 1917 г. Лицам, представившим список, выдается Центральной избирательной комиссией расписка в получении списка и одновременно составляется акт об этом, с указанием кем, когда и от какой группы или партии список доставлен и каким порядковым номером снабжен; акт подписывается как представителями Центральной избирательной комиссии, так и лицами, доставившими список.
7) Для руководства выборами по всему городу образуется Центральная избирательная комиссия, состоящая из председателя и 8 членов, избираемых Исполнительным комитетом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Кроме того, в состав комиссии входят представители партий или групп, представивших списки кандидатов в гласные, по одному от каждой. Для руководства выборами по участкам образуются участковые избирательные комиссии, состоящие каждая из председателя и одного члена по выбору исполнительного комитета районного Совета рабочих и солдатских депутатов, одного члена по выбору районной управы и представителей, заявивших кандидатские списки партий или групп по одному от каждой.
8) Личность каждого избирателя удостоверяется избирательной карточкой (удостоверением), в которой прописываются № удостоверения, фамилия, имя, отчество и местожительство избирателя и № избирательного участка. Бланки для означенных карточек (удостоверений) изготовляются Центральной избирательной комиссией и через районные Советы рабочих и солдатских депутатов, при содействии районных управ, доставляются в потребном числе домовым комитетам или уполномоченным домов, а также в соответственные воинские части. При выдаче бланков удостоверительных карточек (удостоверений) домовым комитетам, {95} уполномоченным домов или воинским частям районный Совет и районные управы отбирают расписки с точным обозначением числа выданных бланков. По получении бланков удостоверительных карточек домовый комитет или уполномоченный дома, а также комитет воинской части проставляют в них фамилию, имя, отчество, местожительство проживающих в данном доме или в данной воинской части лиц, удовлетворяющих изложенным в ст.2 сего положения требованиям, и за своей подписью, а также по обозначении порядкового номера и номера избирательного участка, передают эти удостоверения каждому из проживающих в данном доме или в данной воинской части лицу, удовлетворяющему ст.2 сего положения требованию, с отобранием от него на особом листе подробной расписки в получении сего удостоверения или с обозначением на этом листе, в случае неграмотности избирателя, о его неграмотности и о доставлении ему карточки, удостоверенной кем-либо другим. Удостоверительные карточки (удостоверения) должны быть розданы указанным в ст.2 сего положения лицам не позднее 23 ноября 1917 г., после каковой раздачи домовые комитеты или уполномоченные домов, а также комитеты воинских частей должны представить незамедлительно и во всяком случае не позднее 24 ноября 1917 г. в районные Советы рабочих и солдатских депутатов расписки получивших удостоверения лиц, с обозначением в расписках фамилии, имени, отчества и местожительства избирателя, и возвратить оставшиеся неиспользованными бланки удостоверительных карточек (удостоверений). Лица, почему-либо не получившие удостоверительных карточек (удостоверений), могут получить таковые в районных Советах рабочих и солдатских депутатов по представлении ими письменных удостоверений от домовых комитетов или уполномоченных домов об их проживании в данном доме и о недоставлении им сих карточек, с указанием в них также причины недоставления карточек.
9) Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Осуществление избирательных прав должно быть личным, без права передачи другому лицу.
10) Выборы производятся подачей голоса избирателем только за один из заявленных списков кандидатов в гласные. Выборы эти производятся закрытой подачей голосов, посредством подачи избирательных записок. В каждой избирательной записке должен быть указан номер того заявленного списка кандидатов в гласные, за который избиратель подает свой голос. Избирательная записка складывается или склеивается избирателем таким образом, чтобы написанное на ней не могло быть кем бы то ни было замечено, и вместе с тем, чтобы было вполне ясно, что избиратель подает одну, {96} а не две и не несколько записок. При входе в избирательное собрание избиратель предъявляет избирательную карточку (удостоверение) лицам, назначенным для того избирательной комиссией. После удостоверения права избирателя на выборы избирательная карточка (удостоверение) отбирается у избирателя, а избирательная записка опускается в урну в присутствии избирателя председателем комиссии или его заместителем.
11) Избирательная записка не должна иметь никаких поправлений. Избирательные записки, не соответствующие этому требованию, при подсчете голосов во внимание не принимаются. Бланки избирательных записок изготовляются средствами Центральной избирательной комиссии и доставляются избирателю через районные Советы рабочих и солдатских депутатов домовыми комитетами, уполномоченными домов и комитетами воинских частей. Избиратели, не получившие почему-либо бланков избирательных записок, могут получить таковые в день выборов в самом избирательном собрании.
12) В случае сомнения избирательной комиссии в праве лица на выборы, ей предоставляется право, помимо избирательной карточки (удостоверения), требовать предъявления каких-либо иных документов, удостоверяющих личность избирателя. Избирательная комиссия устраняет от выборов тех лиц, которые, по имеющимся у нее сведениям, не пользуются правом участия в них.
13) Надзор за порядком во время выборов принадлежит председателю избирательной комиссии, который обязан наблюдать за тем, чтобы в помещении, в коем открыто заседание комиссии, производились лишь выборы, - не допуская при этом нарушения свободы и правильности выборов, а также предвыборной агитации.
14) Для производства выборов районные Советы рабочих и солдатских депутатов, при содействии со стороны районных управ, приискивают соответствующие помещения, по преимуществу в зданиях общественного пользования. Помещение должно иметь самостоятельный вход и выход и быть достаточной величины, чтобы вместить в себе отделы проверки прав избирателя и приема избирательных записок. Помещения эти должны находиться в пределах территории избирательного собрания и лишь в исключительных случаях могут быть избираемы на территориях соседних избирательных собраний.
15) Избирательные собрания в дни выборов открыты беспрерывно с 9 часов утра до 9 часов вечера. При входе в помещение избирательного собрания должен быть вывешен список членов данной избирательной комиссии.
16) Каждый избиратель в день производства выборов, когда заседание избирательного собрания открыто, может в любое время явиться в избирательное помещение для подачи своей избирательной записки. Каждый избиратель имеет право выборов только в том месте, которое обозначено на его избирательной карточке (удостоверении). Избиратели, записки которых опущены в урну, а также лица, которым отказано в принятии записок, не должны стеснять дальнейшего хода выборов.
17) Для опускания избирательных записок в избирательном помещении выставляются один или несколько ящиков (избирательные урны), каждый с отверстием в крышке. Урны, предварительно принятия записок, предъявляются присутствующим избирателям для удостоверения в том, что в них нет записок и не имеется никаких отверстий, кроме одного, предназначенного для опускания записок. Затем урны опечатываются, а ярлык, на который наложена печать, подписывается председателем и членами избирательной комиссии, а также желающими из числа наличных избирателей.
18) Избирательной комиссией принимаются все меры к тому, чтобы во время подачи избирателями своих бюллетеней соблюдалась очередь и полный порядок. Избиратели подходят по очереди, в строгом порядке, для соблюдения которого у стола ставятся, в случае надобности, загородки и решетки.
19) В 9 часов вечера впуск избирателей в избирательное помещение прекращается впредь до окончания приема записок от тех избирателей, которые прибыли в избирательное помещение до 9 часов вечера.
20) В тот же день немедленно по окончании приема записок участковые избирательные комиссии, в присутствии явившихся к тому времени избирателей, производят в открытом заседании подсчет поданных, за каждый заявленный список голосов. При вынутии председателем записок из урны каждая записка пронумеровывается порядковым номером. Число записок, находящихся в урне, сверяется с числом лиц, подавших свой голос, согласно числу отобранных удостоверений, и в том случае, если число записок будет больше числа удостоверений, последние записки в расчет не принимаются и прилагаются к протоколу. О результатах проверки делается запись в протоколе. Каждая избирательная записка просматривается избирательным собранием и, в случае признания ее действительной, распределяется по номерам заявленных списков кандидатов в гласные, за который она была подана, после чего по запискам делается подсчет голосов, поданных за тот или другой из заявленных списков.
Результаты подсчета заносятся в протокол заседания с указанием количества записок, признанных недействительными, и с {98} объяснением причин их недействительности. По окончании заседания протокол прочитывается председателем в присутствии наличных избирателей и подписывается председателем и членами избирательной комиссии и желающими из присутствующих избирателей. Для подсчета голосов по запискам избирательная комиссия может образовать из своей среды особые подкомиссии в составе не менее трех лиц. Избирательные записки в таком случае пронумеровываются и распределяются председателем комиссии между подкомиссиями, которые и производят подсчеты их. По окончании подсчета избирательная комиссия опечатывает распределенные по группам избирательные записки и вместе с другими документами в тот же день или на следующий день, не позже, чем к 10 часам утра, доставляет в Центральную избирательную комиссию. В тот же срок представляются в Центральную избирательную комиссию и протоколы участковых избирательных комиссий.
21) Центральная избирательная комиссия на следующий день после выборов по получении всех материалов в открытом заседании с 10 часов утра оглашает протоколы заседаний участковых избирательных комиссий, обсуждает их, и в случае ненахождения в них никаких неправильностей делает окончательную сводку результатов по всему городу и определяет количество приходящихся на каждый список 2 гласных. Результаты подсчета отмечаются Центральной избирательной комиссией на особом листе, подписываемом председателем и членами комиссии. Все выборное производство в случае надобности Центральная избирательная комиссия может подвергнуть самостоятельной проверке.
22) Общее число гласных, подлежащих избранию в Петрограде, распределяется между заявленными списками пропорционально числу голосов, поданных на выборах за каждый из этих списков, применяя при этом пропорциональную систему д'Ондта. Для этого в основу кладется следующее начало: распределяя полномочия, каждое из них последовательно отдается тому списку, который предъявляет для этого большее число избирательных записок. (Подробности об этом см. в проекте временных правил о производстве выборов гласных городских дум, составленном особой Петроградской городской комиссией.)
23) В случае, если на заявленный список приходится большее количество гласных, чем в нем значилось кандидатов, то эти незамещенные места передаются следующим по избирательному значению спискам. (Подробности см. в проекте особой подготовительной комиссии.)
24) Распределение мест между кандидатами списка производится в том порядке, в котором последние значатся в списке.
25) По установлении общего числа избранных гласных и по составлении списка их, Центральная избирательная комиссия всех остальных лиц, значащихся в заявленных списках и не вошедших в список гласных, заносит в список кандидатов к гласным, распределяя их по соответствующим заявленным спискам в том порядке старшинства, в каком они последовательно в списках этих занесены.
26) По заключении выборного производства, Центральной избирательной комиссией составляется окончательный список гласных и кандидатов к ним по каждому из заявленных избирателями списков. Список гласных обнародывается в "Известиях Центрального Исполнительного Комитета и Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов".
27) Лица, оказавшиеся избранными в гласные, извещаются о том Центральной избирательной комиссией.
28) В избирательных собраниях секретарями их ведутся протоколы, в которые заносятся: время открытия и закрытия заседания, число избирателей, принявших участие в голосовании, сделанные избирателями заявления, распоряжения и постановления избирательного собрания. По окончании выборов протокол прочитывается в открытом заседании избирательного собрания и подписывается председателем и членами собрания.
29) По окончании производства выборов избирательные комиссии закрываются и все выборное производство, с относящимися к ним документами, передается временно в Исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, который направляет затем эти материалы в Петроградскую городскую Думу.
30) Жалобы на допущенные при выборах неправильности могут быть подаваемы только лицами, имеющими право участия в выборах, и притом в течение трех дней со дня окончания их.
Жалобы эти подаются в Петроградскую городскую думу, от которой и зависит их окончательное разрешение.
31) Лица, виновные в совершении деяний, имеющих целью нарушение свободы и правильности выборов гласных в Петроградскую городскую думу, подлежат немедленному аресту для предания Военно-революционному суду.
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Совета Н. Горбунов.
Наказ о взаимоотношениях ВЦИК и СНК 17(30) ноября 1917 г.
1. Согласно решению II Всероссийского съезда Советов, Совет Народных Комиссаров целиком ответственен перед Центральным Исполнительным Комитетом.
2. Все законодательные акты, а равно и распоряжения крупного общеполитического значения, представляются на рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета.
3. Мероприятия по борьбе с контрреволюцией могут быть проводимы Советом Народных Комиссаров непосредственно, под условием ответственности перед Центральным Исполнительным Комитетом.
4. Раз в неделю каждый член Совета Народных Комиссаров отчитывается перед Центральным Исполнительным Комитетом.
5. На запросы Центрального Исполнительного Комитета должны быть даваемы ответы немедленно. Запросы считаются состоявшимися, если за них высказалось 15 членов Центрального Исполнительного Комитета.
Декрет ВЦИК о Праве отзыва делегатов
21 ноября (4 декабря) 1917 г.
Какое бы то ни было выборное учреждение или собрание представителей может считаться истинно демократическим и {117} действительно представляющим волю народа только при условии признания и применения права отзыва избирателями своих выборных. Это основное принципиальное положение истинного демократизма, относясь ко всем, без исключения, собраниям представителей, относится также и к Учредительному собранию.
Пропорциональная система выборов, будучи более демократичной, чем мажоритарная, требует более сложных мер для осуществления права отзыва, т.е. действительного подчинения народу его выборных. Но всякий отказ на этом основании от проведения в жизнь права отзыва, всякая задержка в проведении его, всякое ограничение его, были бы изменой демократизму и полным отречением от основных принципов и задач Великой Российской революции. Пропорциональная система выборов требует лишь видоизменения формы права отзыва, отнюдь не его уничтожения.
Так как пропорциональная система выборов исходит из партийных группировок населения и осуществление выборов предоставляет организованным партиям, то всякое крупное изменение в соотношении сил классов и в отношении классов к партиям необходимо вызывает потребность в перевыборах по тому избирательному округу, где несоответствие между волей разных классов и их силой, с одной стороны, и между партийным составом выборных, с другой стороны, явно и несомненно. Истинный демократизм требует при этом безусловно, чтобы назначение перевыборов не зависело от одного только перевыбираемого учреждения, т.е., чтобы интересы удержания своих мандатов не влияли на отзыв представителей.
Поэтому Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет:
Съезд Советов рабочих и солдатских и Советов крестьянских депутатов, созванный на паритетных началах в каждом соответствующем избирательном округе, имеет право назначать перевыборы во все городские, земские и вообще во всякие представительные учреждения, не исключая и Учредительного собрания.
По требованию более чем половины избирателей соответствующего избирательного округа Советы должны назначать перевыборы.
Самые же перевыборы происходят обычным порядком на строгих основаниях пропорциональной системы выборов.
Вновь избранные представители с момента избрания замещают прежде избранных представителей.
Декрет о суде 22 ноября (5 декабря) 1917 г. (Выверено по изданию: Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957.)
Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и
Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды,
заменяя все эти установления судами, образуемыми на основании демократических выборов. О порядке дальнейшего направления и движения неоконченных дел будет издан особый декрет. Течение всех сроков приостанавливается, считая с 25 октября с.г. впредь до особого декрета.
2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно - районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Этими же Советами составляются списки очередных заседателей и определяется очередь их явки на сессию. Прежние мировые судьи не лишаются права, при изъявлении ими на то согласия, быть избранными в местные судьи как временно Советами, так и окончательно на демократических выборах. Местные суды решают все гражданские дела ценой до 3000 руб., а уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше 2 лет лишения свободы и если гражданский иск не превышает 3000 руб. Приговоры и решения местных судов окончательны и обжалованию в апелляционном порядке не подлежат. По делам, по коим присуждено денежное взыскание свыше 100 руб. или лишение свободы свыше 7 дней, допускается просьба о кассации. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах -столичный съезд местных судей. Для разрешения уголовных дел на фронтах местные суды тем же порядком избираются полковыми советами, а где их нет, полковыми комитетами. О судопроизводстве по прочим судебным делам будет издан особый декрет.
3) Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно и институты присяжной и частной адвокатуры. Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие по уголовным делам возлагается на местных судей единолично, причем постановления их о личном задержании и о предании суду должны быть подтверждены постановлением всего местного суда. В роли допускаются все не опороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.
4) Для принятия и дальнейшего направления дел и производств как судебных установлений, так и чинов предварительного следствия и прокурорского надзора, а равно и советов присяжных поверенных соответствующие местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов избирают особых комиссаров, которые принимают в свое ведение и архивы и имущества этих учреждений. Всем низшим и канцелярским чинам упраздняемых учреждений предписывается оставаться на своих местах и под общим руководством комиссаров исполнять все необходимые работы по направлению неоконченных дел, а равно и давать в назначенные дни заинтересованным лицам справки о положении их дел.
5) Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Примечание. Отмененными признаются все законы, противоречащие декретам Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Рабочего и Крестьянского правительства, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.
6) По всем спорным гражданским, а также и частно-уголовным делам стороны могут обращаться к третейскому суду. Порядок
третейского суда будет определен особым декретом.
7) Право помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, впредь принадлежит судебной власти.
8) Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для
решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц, учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии. Все следственные комиссии, доныне существовавшие, отменяются, с передачей их дел и производств во вновь организуемые при Советах следственные комиссии.
Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин).
Комиссары: А.Шлихтер. А.Шляпников. И.Джугашвили (Сталин). Н.Авилов (Н.Глебов). П.Стучка.