Екатерина Фурцева и её время.

Mar 10, 2017 08:23

Чего только ни услышишь ныне, и ни прочитаешь о советском времени и его деятелях! Порой весьма уважаемые авторы в книгах, выходящих огромными тиражами, не упускают случая, ни на чём не основываясь, кроме слухов и домыслов, характеризовать давно ушедших людей не самым лестным образом. И не заботясь о правдивости. Вот читаю о министре культуры Фурцевой: " От этой дамы в те годы трепетали многие, и не только деятели культуры".


Екатерина Алексеевна Фурцева - человек из глубины народа. Она родилась в 1910 году в Вышнем Волочке. Отец погиб на Германской войне, мать лет в двадцать пять осталась вдовой с малыми детьми, была она неграмотной и всю жизнь работала ткачихой, звали её Матрёна. Трудовою жизнь будущий министр начала тоже ткачихой. Потом её выдвинули на комсомольскую работу: пришлось поработать в Курской области, в Саратове, в Крыму… Перед войной Екатерина Алексеевна окончила Московский институт тонкой химической технологии. Очень не просто складывалась у нее личная жизнь. Первый муж во время войны написал ей с фронта, что у него другая семья, и она осталась одна с малой дочерью на руках. Потом дважды в неё влюблялись семейные мужчины…Но как бы то ни было, в 1948 году Фурцева окончила Высшую партийную школу при ЦК и вскоре стала вторым секретарём Московского комитета партии. Даже автор не слишком доброжелательной статьи о ней в Интернете отмечает: "Сферой её деятельности стали идеология, культура и наука. При ней началось строительство театра Моссовета, Театра оперетты, реконструкция театра Маяковского, появились новые кинотеатры… Е.А.Фурцева поддержала предложение академиков А.Н.Бакулева и Б.В.Петровского о строительстве крупных медицинский центров". Дальше: "Под её контролем началась разработка плана строительства клиники на 2500 коек для 2-го Медицинского института и клинического городка для Академии медицинских наук. Памятник Юрию Долгорукову, стадион в Лужниках, новый цирк, Музыкальный детский театр Натальи Сац, хореографическое училище при Большом театре, картинная галерея на Крымском валу, Библиотека иностранной литературы, хранилище библиотеки им.Ленина - все это было сделано благодаря ей". Такова одна сторона её жизни и работы.
А вот другая. Когда в 1958 году в связи с Нобелевской премией на Пастернака обрушился радио-газетный шквал и на Западе, и у нас, многоопытный старец Корней Чуковский (тот самый, которые предлагал Сталину сделать колонии для детей, и в письме очень "умно" аргументировал примером из жизни младшего класса Московской школы) сразу решил: "Спасение одно - поехать вместе с ним завтра спозаранку к Фурцевой, заявить ей, что его самого возмущает та свистопляска, которая поднята вокруг его имени, что роман "Живаго" попал за границу помимо его воли - и вообще не держаться в стороне от ЦК, а показать, что он нисколько не солидарен с бандитами…И пусть он расскажет ей всё - спокойно, искренне. Пусть скажет, что возмущён такими статейками, как те, которые печатают о нём антисоветские люди…Пусть скажет, что он стал жертвой аферистов, издавших его роман против его воли, как он говорит". А старик был человеком, хорошо осведомленным, и вот у него такое убеждение: Екатерина Алексеевна поможет! Хотя тогда она была ещё не министром культуры, а первым секретарём МГК и секретарём ЦК. Мало того, Чуковский всё это сказал в Переделкино самому Пастернаку в присутствии А.Н.Погодиной, жены драматурга Погодина, сына Пастернака - Леонида и фотографа А.В.Морозова. И потом, 27 октября, в дневнике записал: "Они меня поддержали". Значит, вовсе не один Чуковский так думал о Фурцевой. Пастернак не захотел ехать, но написал ей письмо, однако оно получилось таким недипломатичным, что, по мнению Чуковского, могло только помешать. Неизвестно, было ли оно передано. Только в одном ошибался всезнающий старец: никаких аферистов не было, Пастернак сознательно передал рукопись романа итальянскому издателю, и напечатан он был вовсе не против воли автора. Но тогда знать это Чуковский не мог.
А вот конкретные факты, помогающие понять, на чём основывалось такое мнение в художественной среде о Фурцевой. Известный кинорежиссер, народный артист России Геннадий Полока свой первый фильм "Чайки над барханами" в 1959 году снимал в Туркмении. Фильм почему-то очень не понравился руководителям республики, и они добились его запрета. Молодой никому не ведомый режиссер обратился, с жалобой к Фурцевой, только что ставшей министром. Она собрала художественный совет, который фильм одобрил. Однако туркмены не успокоились, сфабриковали дело о растрате режиссером большой суммы. Это грозило ему 15-ю годами. Тогда Фурцева со знаменитым режиссером Иваном Николаевичем Пырьевым написали письмо генеральному прокурору СССР Р.А.Руденко. В итоге дело было прекращено за отсутствием состава преступления (ЛГ.10.7.13).
Можно вспомнить и о том, что в своё время была запрещена пьеса Леонида Леонова "Метель". И не как-нибудь, не каким-то горкомом или реперткомом, а постановлением Политбюро ЦК, при том с самыми жёсткими и тяжелыми формулировками. Но Е.А. Фурцева вскоре после того, как стала министром, подала в ЦК записку с просьбой разрешить постановку пьесы. И убедила: Президиум ЦК разрешил. Так чего же стоят слова о массовом трепетании перед Фурцевой. Она, возможно, не была таким уж тонким знатоком искусства, но что такое хорошо и что такое плохо, понимала; сообразить, чего стоит "Черный квадрат" Малевича и чего - "Христос в пустыне" Крамского, могла и была честным, отзывчивым, и, когда надо, решительным человеком. По разным надобностям жизни Фурцева помогала Святославу Рихтеру, Льву Кербелю, Майе Плисецкой, Юрию Любимову. Ещё и театр на Таганке был построен по её настоянию.
Многие деятели культуры и искусства отзывались о ней очень тепло и благодарно. Директор театра "Ла Скала" Антонио Гирингелли был просто влюблён в неё, что помогало нашим певцам проходить стажировку на сцене этого во всем мире знаменитого театра. Фурцева однажды получила письмо от Людмилы Лонго, референта Гирингелли: "Уважаемая Екатерина Алексеевна! Доктор Гирингелли собрал Ваши фотографии и поручил различным художникам написать по ним Ваш портрет. Один из них, наконец, понравился, ему кажется, что-то получилось. Он хотел бы поднести портрет Вам по случаю приезда "Ла Скала" в Москву и в память о многолетнем сотрудничестве, о дружеских отношениях, и о той симпатии, любви, что он всегда к Вам испытывал. Он очень боится, как бы Вы не рассердились на него за такую смелость, и потому поручил мне выяснить Ваше отношение". А Михаил Шолохов с трибуны съезда партии сказал так: "Давно мы, писатели, мечтали о таком министре культуры. Всем взяла дорогая Екатерина Алексеевна: и дело своё отлично поставила, потому что знает его и любит, и душевна, обаятельна".
По некоторым данным, приводимым в Интернете, предпринимателю Арманду Хаммеру, хорошо известному в нашей стране с первых лет революции, встречавшемуся ещё с Лениным, Екатерина Алексеевна всучила этот самый "Черный квадрат" в обмен за какую-то картину Гойи. Одно это характеризует её как ценителя искусства и мудрого руководителя. Словом, не зря она получила четыре ордена Ленина. А недавний министр культуры Швыдкой обратно выкупил сей "Квадрат" за десять миллионов долларов. Более выразительной характеристики этому деятелю представить трудно.


Екатерина Алексеевна умерла 24 октября 1974 года. На её похоронах Майя Плисецкая сказала: "Такого министра у нас больше не будет…". После её смерти был создан Фонд русской культуры им. Фурцевой. На доме, где она жила, в 2004 году установлена мемориальная доска. И странно видеть воспоминания Татьяны Пилецкой. Она хоть и много снималась в кино, однако в советское время подняться выше первой ступеньки - звания заслуженной артистки РСФСР, полученном в 1977 году к юбилею - не смогла. Но в нынешнее время, в 1999 году, когда звание народного артиста России дают даже таким, как телевизионный затейник Якубовичу с "Поле чудес", это звание получила и она. Недавно в правительственной "Российской газете" артистка поведала, что фильм, повествовавший о любви далеко не молодого композитора к юной девушке, после которого Пилецкая обрела известность, первоначально назывался "Знакомые судьбы". Но, говорит, "министр культуры Фурцева возмутилась: "Что значит знакомые? У нас, что, все девушки такие? Нет, пусть уж лучше будет "Разные судьбы". Ей никто возражать не смел" (РГ.18.7.13). Ну, во-первых, подумаешь, какой деспотизм, какая тирания - министр захотела другое заглавие. Но мадам помнит сей акт деспотизма всю жизнь. А, во-вторых, фильм этот - 1956 года, Фурцева тогда не была министром. В чём же дело? Да просто Пилецкая принадлежит к той среде, в которой считается обязательным хаять все советское, в том числе и всех министров.
                                                                                                                    ДОПОЛНЕНИЕ:  (Директор НИИ статистики Росстата, профессор В.М. Симчеры)
1. За 23 года управление царем Николаем - построено около 150 крупных предприятий, в т.ч. КВЖД, потеряно более 500 миллиардов долларов, отставание по качеству жизни от США - 10 раз, Англии - 4 раз, Германии - 5 раз.
2. 1906 - 1911 гг. С.Ю.Витте. Председатель правительство Царской России - потеряно более 400 миллиардов долларов, отставание по качеству и темпов уровня жизни от США - 12 раз, Англии - 5 раз, Германии - 6 раз.
3. 1911 - 1917 гг. П.А.Столыпин - ничего не построено. Разрушено около 10 тысяч крупных и средних предприятий. Потеряно 35% Национального богатства. Снижение уровня жизни на 20%, голод.
4. 1917 - 1922 гг. В.И.Ленин. Построено 1250 крупных и средних промышленных предприятий. Потеряно 3% НБ. Снижение уровня жизни в годы Гражданской войны на 20%.
5. 1922 - 1953 гг. И.В.Сталин. Построено более 25 тысяч крупных промышленных предприятий, 235, 3 тысяч колхозов и 4 тысячи совхозов. В годы войны построены 3,5 тысяч крупных предприятий, восстановлено 7,5 тысяч. После войны построено еще 8,2 тысяч новых предприятий. Введено в действие 201 млн.кв.м. жилья. В годы войны потеряно 20% НБ. 1924-1953 приращение НБ в 2,98 раз. Снижение уровня жизни в годы войны на 30%, а с 1946 -1950 повышение уровня жизни на 34%.
6. 1953 - 1964 гг. Хрущев Н.С. Построено 8070 новых предприятий, введено в действия 714,6 млн.кв.м. жилья. В 1954 году впервые мире построена атомная станция. Запущено в космос корабль в 1961 году. Приращение НБ -1,47 раз.
7. 1964 - 1982 гг. Л.И.Брежнев. Построено более 9 тысяч новых промышленных предприятий. Построено 54 млн.кв.м. жилья. Приращение НБ в 3,1 раз. Рост реальных доходов населения в 2,5 раза.
8. 1985 - 1990 гг. М.С. Горбачев. Приостановлено работа 1750 крупных промышленных предприятий, введено в эксплуатации боле 1 млрд.кв.м. жилья. Приращение НБ на 27%, но разбазарено около 1 трлн. долларов. Реальные доходы населения понизились на 10%.
9. 1991 - 1999 гг. Б.Н. Ельцин. Разрушено и остановлено более 30 тысяч крупных предприятий. Потеряно 2,7 трлн. долларов, в т.ч. 1 трлн. инвестиции. Уровень жизни снизился втрое и стал 20 раз ниже, чем в США, 40 млн.граждан оказались за чертой бедности.
10. 1999 - 2007 гг. В.В. Путин. Ничего нового не построено. Уровень жизни повысился на 7,5% и находится на уровне СССР рубежа 50-60 годов.

Сегодня речь о культуре советских и российских граждан - и ее изменениях в годы реформ. Приведены подробные данные о количестве изданных книг, журналов и газет, посещении театров, количестве снятых фильмов, дополненные частичной информацией о изменениях в образовании - выпуске образовательными учреждениями квалифицированных рабочих и специалистов с высшим образованием естественно-научного и гуманитарно-экономического профиля.
        Тираж изданных книг и брошюр в РСФСР и РФ, млн. экземпляров, в 1970-2006 годах.


Выпуск художественных фильмов в РСФСР и РФ, шт, в 1970-2006 годах
Пик в конце 80-х начале 90-х скорее всего связан с массовым выпуском фильмов с полки, снятых на советские деньги ранее, но не выпускавшихся из-за низкого качества или по политическим причинам


Посещение театров в РСФСР и РФ в 1970-2006 годах, млн. человек


Тираж журналов в РСФСР и РФ в 1970-2006 годах, млн. экземпляров


Годовой тираж газет в РСФСР и РФ в 1970-2006 годах, миллиардов экземпляров


Выпуск журналов на татарском языке в РСФСР и РФ в 1985-2006 годах, миллионов экземпляров


Ну а это наша культура сегодня- Им бы наши проблемы... (Казусы культуры России) 18+
Previous post Next post
Up