Что такое
рок-музыка, сегодня никому объяснять не надо.
Ваш покорный слуга сам вырос на
рок-музыке в то время, когда нам казалось, что мы сталкиваемся каждый раз с неким откровением, пробивающим себе дорогу через магнитофонную пленку. Писанную и переписанную на сто раз, мы передавали её по знакомым, и сидя перед динамиком, переписывали слова песен, вслушиваясь в звуки, которые неслись к нам из манящего мира свободы. Там, в молодости живет
"Альфа" и
"Воскресенье",
"Машина времени" и
"Круиз",
Стас Намин и
"Аракс",
"Земляне" и
"Москва", незабвенный
"Кузя" и его
"Динамик",
Барыкин и Кузьмин и их
"Карнавал",
Алиса,
Альянс,
ДДТ,
"Диалог", и шокирующий нас
"Примус",
"Цветы",
"Цитадель",
"Автограф",
"Форум",
"Зодчие", Науменко с
"Зоопарк". Многие из моего поколения знают наизусть
"Время колокольчиков" Башлачева,
"Мальчика банана" Юрия Чернавского. А
"Браво" с Агузаровой, а
"Телевизор"? Помните эти замечательные песни? А
"Круг" а
"Гражданская оборона"?
"Центр" "Урфин Джюс" "Звуки-му",
БГ И
"Зодиак" и... это только те, которые сразу пришли мне на ум. Приплюсуйте сюда и иностранные группы в этом жанре, и картина моей молодости станет совсем ясной. Сегодняшнему молодому поколению трудно понять как мы жили. Это мы ночами регулировали запись на магнитофонах, переписывая концерты, ибо без регулировки это было сделать нельзя. Это мы постоянно искали шнуры "пятерку" и "тройку" (По количеству штырей в гнезде) для записи и произведения. Это мы делали сами цветомузыку и усиливали звук. Это мы искали "пасики" и ходили по улице с магнитофонами, пугая прохожих. Я меня был
"Весна-205-1". Для нас имело значение "стерео" или "моно". Это мы орали под гитару ночами песни, и плясали/танцевали по квартирам. Рок был нашей музыкой. Я до сих пор слушаю рок, но все реже и реже. Лет пятнадцать назад я стал уставать от него, и не только потому, что он мне перестал нравится. Последний концерт
"Пикник" на котором был, произвел на меня огромное впечатление. Звук изумительный.
Дело в том, что меня стала удивлять фраза, на которую я раньше мало обращал внимание. Эта фраза постоянно звучала из уст рок музыкантов, мол, я так вижу мир. И дело даже не в строении слов песен, в нарушение всех правил русского языка, и не в бессмыслице, которую они часто несли. Дело в другом. В том, что я стал терять нить смысла в роке. Поверье я не жлоб и до сих пор слушаю те же сольные концерты Макаревича, считая его предателем и приспособленцем. Таков мир-кто-то верен присяге и Родине, а кто-то всю жизнь присасывается туда где пиар и тусовка. Да и раньше, в годы молодости, рок для меня не был каким-то учителем, ибо я не понимал чему он учит поройю. А точнее говоря не видел в нем какого-тот авторитета, что бы менять свою жизнь. Все эти кожаные куртки и цепи были в моих глазах полной лажей во всех отношениях. К чему я пишу?
Речь пойдет о группе "Кино". Мой друг Володя, с которым мы до сих пор дружим, привез нам из города "ту группу", (Запись на пленке), и мы первый раз услышали и "Восьмиклассницу" и "Время есть а денег нет..". Мы еще не знали кто поет, и чей голос нес нам новое откровение, но уже тогда было ясно, что перед нами что-то новенькое в рок музыке. Не важно что и музыка и стиль были похожи на англоязычную группу (Название я к сожалению забыл), важен был сам факт существования у нас в стране такого звучания. Но, для меня те слова песен поразили своей безысходностью, и что-тот поганое вползло в душу. Это было отвращение, и я отчетливо помню это чувство, когда впервые услышал:
Пустынной улицей вдвоем
С тобой куда-то мы идем,
И я курю, а ты конфеты ешь.
И светят фонари давно,
Ты говоришь: "Пойдем в кино",
А я тебя зову в кабак, конечно
В мое время восьмиклассницам было 14 лет, и что-то пакостное, недостойное человека, рисовалось в уме.
Ты говоришь, что у тебя по географии трояк,
А мне на это просто наплевать.
Ты говоришь, из-за тебя там кто-то получил синяк,
Многозначительно молчу, и дальше мы идем гулять.
Мамина помада, сапоги старшей сестры.
Мне легко с тобой, а ты гордишься мной,
Ты любишь своих кукол и воздушные шары.
Но в 10 ровно мама ждет тебя домой. (
ТУТ)-ИСПОЛНЕНИЕ.
В тех текстах я услышал голос человека, который как мне казалось, сам себя погубил в мире. Сознательно. Только ради чего, и кого такая жертва? Я отлично помню свое недоумение, ибо всегда считал таких людей слабаками.
Дождь идет с утра, будет, был и есть.
И карман мой пуст, на часах шесть.
Папирос нет, и огня нет,
И в окне знакомом не горис свет.
Время есть а денег нет,
И в гости некуда пойти.
И куда-то все подевались вдруг.
Я попал в какой-то не такой круг.
Я хочу пить, я хочу есть.
Я хочу просто где-нибудь сесть.
Время есть, а денег нет,
И в гости некуда пойти (
ТУТ) -ИСПОЛНЕНИЕ.
Страшная песня и страшный мир человека, который поет её. Смыла жизни в ней нет, как нет и будущего. Одиночество и пустота и нет желания выхода. Помню еще свои ощущения, когда я именно не увидел выхода для певца. Я прекрасно отдавал себе отчет, что нести это людям категорически нельзя. Ты можешь хоть сколько быть в этом аду, как и протестовать против мира, но навязывать это ощущения слушателям, нельзя с любой точки зрения. С тех пор у меня никогда не было ни одной записи группы "Кино". Ни одна песня меня больше не впечатляла, пока не появилась
"Кукушка", и, я до сих пор слушаю только эту песню. Там я услышал про тот потерянный огонь: "Камнем лежать или гореть звездой?"...."И если есть порох - дай огня." и был рад за Цоя, который как мне казалось, обретал что-то важное. А потом был
документальный фильм по ТВ, где рассказывалось о стремлении к гламуру Виктора, и о многом другом. (Цой в передаче "Взгляд" -
ТУТ) (передача "до 16 и старше"
ТУТ) Но, это было для меня не важно. Цоя уже не было на свете. Мне была важна эта песня, ибо в ней я услышал и почувствовал, что Цой нашел что-то, и это было для меня доказательством его гения, как художника.
Отдельно скажу о его "гимнах" которые до сих пор будоражат умы. Кто из нас не знает это?
Вместо тепла - зелень стекла,
Вместо огня - дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Когда я первый раз это услышал, меня как-то не особенно задела ни сама песня, ни слова в ней, ни музыка, но затем я внимательно вчитался в текст, ибо это стало гимном перестройки. Так кто тогда делал перестройку? Почему стекло зеленое? Почему дым? Разве можно жить ради одного дня? Честно говоря, картина не впечатлила, как и краски в ней. И описанный мир можно изменить без ломки "страшного" государства, если ты начинаешь жить и творить вместе с обществом. И главное- а чем так не доволен автор?
Перемен! - требуют наши сердца.
Перемен! - требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен:
"Перемен!
Мы ждем перемен!"
Я еще понимаю про глаза. Действительно в СССР не было журналов с голыми телами, и не было крови на ТВ. Не было улиц в огнях реклам и супер магазинов, где мамы и папы тратят часы на просмотр товаров вместо занятий с детьми и семьей. Я не знаю что бесило автора. Я могу понять и про сердце, ибо любим и понимаем мы сердцем, и про смех, и про слезы. Правда затем смех стал совсем невыносимым и глупым, а слезы затопили бывший СССР, но это "не важно". Я не могу понять, почему "ждем"? Еще тогда, когда я первый раз услышал эту песню, я задал тот же самый вопрос- а что ты ждешь Цой? И кто должен дать тебе этот выход из "ждем"? Кто за тебя должен изменить мир и принести перемены? По каким лекалам? Если ты знаешь что нужно делать-делай? Только ответственность при этом должен ощущать за последствия такого действия. Есть план? Фундамент? Мыль об обществе? Тут же только собственные ощущения ненужности и пустоты. Разве бежать от этого нужно с бунтом?
Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе - эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно что-то менять. (
ТУТ) ИСПОЛНЕНИЕ
Нарисованный мир молодого человека, не есть последствия чего-то давления на него, как со стороны государства, так и со стороны друзей и знакомых. Это его выбор такого образа жизни и, в любом государственном строе есть такие люди, и среди молодежи такое настроение не редкость (По себе знаю). Куда делась "мудрость глаз"? Если возраст и протест взросления (что нормально, и является неким положительным опытом взросления), то почему надо разрушать государство? Что там было такого в СССР, что в мире оставляло только чай и сигареты? Отсутствие свободы? И почему "страшно менять"? Не потому ли, что на смену придет нечто пострашнее в тысячу раз?
Перечитайте слова "гимна" молодежного протеста снова-где тут протест? В ожидании перемен?
Песня без слов, ночь без сна, все в свое время - зима и весна,
Каждой звезде - свой неба кусок, каждому морю - дождя глоток.
Каждому яблоку - место упасть, каждому вору - возможность украсть,
Каждой собаке - палку и кость, и каждому волку - зубы и злость.
Песни без слов не бывает. А так все на своем месте.
Снова за окнами белый день, день вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, - весь мир идет на меня войной.
Но, ведь все на своем месте, тогда почему день и снова в бой? День а не ночь? Или ночь для чего-то другого? А может ночью можно укрыться? Тогда где?
Хочешь ли ты изменить этот мир, сможешь ли ты принять как есть,
Встать и выйти из ряда вон, сесть на электрический стул или трон? (
ТУТ) ИСПОЛНЕНИЕ
Я никогда не понимал Цоя. В чем тут виден призыв? Изменить мир? А зачем? Ведь в предыдущих песнях "Кино", автору не нравится буквально ничего. Для него только
"пачка сигарет" ЯВЛЯЕТСЯ ПОКАЗАТЕЛЕМ НОРМАЛЬНОСТИ ДНЯ. "Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда, Обернулся - и не смог разглядеть следы.." СТРАШНО!
Они говорят: им нельзя рисковать,
Потому что у них есть дом, в доме горит свет.
И я не знаю точно, кто из нас прав.
Меня ждет на улице дождь, их ждет дома обед. (
ТУТ) ИСПОЛНЕНИЕ
Постоянно рисуется тот страшный мир. Но кто его создал вокруг автора или того, кого он рожал сознательно в сових песнях?
Булгаков задал всем творцам вопрос-"может ли создаваемый образ автора жить? Если да, то куда он поведёт автора? Ад или рай его окончательный путь?" И он дал Мастеру ад, где вишня никогда не расцветет, где он видя чернильницу никогда и ничего не напишет, где он будет ждать друзей в гости, которых у него никогда не было, и рядом с ним будет та самая Маргарита. ЦОЙ родил человека, который сам разрушил себя. В этом мире нет счастья, и зовет он не в счастье, и не в семью, не в любовь, не в созидание и труд. Пустота! Смех? Только почему он чище чем портрет на стене? А в чем Ваш портрет?
И если тебе вдруг наскучит твой ласковый свет,
Тебе найдется место у нас, дождя хватит на всех.
Посмотри на часы, посмотри на портрет на стене,
Прислушайся - там, за окном, ты услышишь наш смех.
Страшно осознать куда зовет автор. "Мягкое кресло, клетчатый плед, Не нажатый вовремя курок...." А когда время? (
ТУТ ИСПОЛНЕНИЕ)
Здесь не понятно, где лицо, а где рыло, и не понятно, где пряник, где плеть.
Здесь в сено не втыкаются вилы, а рыба проходит сквозь сеть.
И не ясно, где море, где суша, где золото, а где медь.
Что построить, и что разрушить, и кому, и зачем здесь петь? (
ТУТ) ИСПОЛНЕНИЕ
Как распознать лица? Рыл у людей не бывает по умолчанию и тот кто ставит вопрос ребром в таком разрезе, довольно не симпатичен, согласитесь.
Click to view
Почему я обратился у Цою? Я давно хотел написать статью о его песнях, но не решался. Это мое субъективное мнение, и я понимаю тон комментариев на данную статью. Сегодня, когда я искал информацию в интернете, наткнулся на чью-ту статью о Цое (К сожалению сайт не сохранил, в чем каюсь), где утверждалось что Цой и "Кино" является уникальным явлением в нашей культуре. Это и решило дело.
Для меня лично Цой все сказал в "Кукушка", и я его понял.
Я выключаю телевизор, я пишу тебе письмо про то, что больше не могу смотреть на дерьмо,
Про то, что больше нет сил, про то, что я почти запил, но не забыл тебя.
Про то, что телефон звонил, хотел, чтобы я встал, оделся и пошел, а точнее, побежал,
Но только я его послал, сказал, что болен и устал, и эту ночь не спал.
А с погодой повезло - дождь идет четвертый день, хотя по радио сказали - жаркой будет даже тень.
Но, впрочем, в той тени, где я, пока и сухо и тепло, но я боюсь пока...
А дни идут чередом - день едим, а три пьем, и вообщем весело живем, хотя и дождь за окном.
Магнитофон сломался, я сижу в тишине, чему и рад вполне.
За окном идет стройка - работает кран, и закрыт пятый год за углом ресторан.
А на столе стоит банка, а в банке тюльпан, а на окне - стакан.
И так уйдут за годом год, так и жизнь пройдет, и в сотый раз маслом вниз упадет бутерброд.
Но может будет хоть день, может будет хоть час, когда нам повезет. (
ТУТ) ИСПОЛНЕНИЕ
Я жду ответа, больше надежд нету.
Скоро кончится лето. Это...
КАЖДЫЙ ТВОРЕЦ В МИРЕ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО ТВОРЧЕСТВА. РУССКИЙ РОК ЗА НИХ НЕ ОТВЕТИЛ, И ОТВЕЧАТЬ НЕ СОБИРАЕТСЯ. ВИКТОР ЦОЙ ОТВЕТИЛ ПОЛНОСТЬЮ. СПАСИБО. (
ТУТ)
Click to view