Сорокин как тип современного искусства: Геморроидальный синдром постмодернизма

Feb 03, 2013 11:59


Вот уже месяц прошел с тех пор, как я начала мучать «Голубое сало» Сорокина. Друзья мои подтвердят: хотелось бы читать быстрее, но не позволяет работа.
До конца осталось 50 страниц. Тем не менее позволю себе сделать некоторые предварительные выводы. Сразу замечу, что «Голубое сало» - первая моя сорокинская книжка.

1. Контент-анализ
Ныне все гуманитарные науки зиждутся на методе контент-анализа. Приемчик чрезвычайно простой, но небесполезный. Применив его к «Салу», мы можем заключить: большую часть романа автор располагает в промежности.
Кровь, моча, кал, дерьмо, гениталии, простаты, половые губы, анусы, вагины, геморрой становятся основной декорацией и даже смысловым центром «Сала».
Что позволяет с уверенностью предположить: у 57-летнего писателя в области гениталий свербит. И с простатой проблемы. Возможно - геморрой. Возраст, возраст.

2. Постмодерн
Нельзя сказать ничего более затертого, но: Сорокин - постмодернист. И некоторые его постмодернистские игры - увлекают. Как, например, кунштюк с юродивой ААА.
Кто бы мог подумать, что «толстая женщина в лохмотьях» («широкое круглое, с перебитым носом лицо ее было плоским, маленькие глазки сияли безумием, из-под бесформенных мокрых губ торчали мелкие гнилые зубы») - собственной персоной Анна Андреевна Ахматова? В книжке ей суждено умереть, а ее поэтический дар придут воспринять детишки. «Белочке», «Андрюхе» и «Женьке» задача окажется не по зубам. А вот рыжий Иосиф - тот влегкую, без сомнений проглотит «черное матовое яйцо, чуть меньше куриного», кисловатое, вылезшее из влагалища Ахматовой. (Так, с точки зрения Сорокина, выглядит поэтический дар).
Иосиф, кстати, маленький и толстый, «с отвратительно красным лицом»: «большие водянистые глаза близко сидят возле толстого мясистого носа; из отвислых мокрых губ торчат неровные зубы». Постмодернизм - такой постмодернизм.
Не уверена, что восприняла хотя бы половину аллюзий, реминисценций и интертекстуальных переплетений романа. Странно, но от этого не обидно. Даже на поверхностном уровне, если тебя сразу не стошнило от генитального запаха, книжка увлекательна. Это надо признать, и от этого не отказаться.
3. LOVEЛАГ
Долго думала, что же мне все-таки напоминает «Голубое сало». Наконец, на 238-й странице, увидев слово «LOVEЛАГ», поняла. (Сталин совокупляется с Хрущевым и произносит это слово).
Итак, Сталин совокупляется с Хрущевым. Дело происходит на «большой разобранной кровати» в спальне графа (sic!) Хрущева. До того, как пустить в свою задницу член товарища по партии, Сталин снимает с себя: жилет, ожерелье с изумрудом, шелковую сорочку.
Подобным образом скроена вся постмодернистски переосмысленная Сорокиным советская действительность. Компартия здесь соседствует с банкирами, герои гражданской войны - с аристократами, грубые коричневые платья - с chewing gum и песцовыми шубками у школьниц. Центр Москвы, как скотчем, обмотан портретами вождей, а в Крыму запущена машина LOVEЛАГов, где заключенным, совершившим «сексуальные преверсии третьей степени», предлагают французское вино, кокаин, трюфели, «еблю в печень, говноебение, подкожную еблю».
«Где же я все это видела?» - разрывается вопросом мой мозг. В этот момент приходит осознание. Три дня назад...

4. Сталин и «Durex»
Три дня назад я писала статейку о плакатисте Игоре Баскакове, чью картину сняли с выставки в Союзе художников (http://www.fontanka.ru/2013/01/31/199/) за пропаганду гомосексуализма.
Его стиль - пародийное смешение советской агитки и западной рекламы, которое далеко не у всех вызывает однозначные впечатления. Самое провокационное у Баскакова (на мой вкус): плакат «Крепи союз армии и флота» с целующимися взасос моряком и пехотинцем. Сталин в буденовке, по форме напоминающей презерватив. И подпись: «Durex. Condom № 1 в СССР».





Но это ведь мы уже видели? Не правда ли? Видели. В «Голубом сале».
Баскаков, быть может, чуть менее талантлив, Сорокин - более ювелирен и (одновременно) монументален. Но оба - типичны. Формула, схема - одна: взять картонку с советским прошлым, картонку буржуазной жизни и составить их вместе. Клеящим материалом в данном случае выступают кровь, моча, кал, дерьмо, гениталии, простаты, половые губы, анусы, вагины.
Простейшая аппликация. Способен даже ребенок.
Талантливо ли это? Не знаю. Правильно ли? Не берусь судить. Но таков шаблон, по которому делается современное искусство.


литература, геморрой, книги, я, мысли, искусство

Previous post Next post
Up