Пока я еще не редактор.
Думаю, это вопрос времени. (Редактором я быть не хочу, но тут моя карма, надо сказать).
В конце прошлого года на опенспейс был выложен
чудный текст, где 10 главредов рассказали в своих принципах. Решила не ограничиваться «лайком» в фейсбук и выделила близкие мне моменты.
Татьяна ЛЫСОВА, главный редактор газеты «Ведомости»
1. Умей вежливо говорить «нет» кому угодно*.
* С этим принципом у меня самый большой провал. И в работе, и по жизни. Не поймите пошло.
Леонид БЕРШИДСКИЙ, бывший главный редактор газеты «Ведомости», журнала SmartMoney, интернет-издания Slon.ru
6. Обязательно редактировать какое-то количество текстов руками.
7. Ответсек - это ты.
Дмитрий ОЛЬШАНСКИЙ, бывший главный редактор журнала «Русская жизнь»
8. Если я люблю писателя - я постараюсь выбить ему приличный гонорар и уж точно не буду играть в забор Тома Сойера.
Андрей ГОРЯНОВ, главный редактор интернет-издания Slon.ru
4. Мысли интереснее сухой фактуры, стиль важнее новостей.
Максим КОВАЛЬСКИЙ, бывший главный редактор журнала «Коммерсантъ-Власть»
6. Считай читателя талантливым невеждой.
Очень часто журналисты, пишущие на «умные» темы, неясности и недоговоренности в собственных текстах оправдывают таким образом: умный и так поймет, а глупый не поймет никак. На мой взгляд, это совершенно негодный аргумент, и с ним следует «просто-таки нещадно бороться». Дело в том, что такая классификация не может считаться исчерпывающей: подавляющее большинство читателей не являются ни такими умными, чтобы «и так», ни такими глупыми, чтобы «никак». Средний читатель не очень образован и мало информирован, но если ему внятно изложить и объяснить, он все прекрасно поймет. Именно на такого читателя и надо работать.
Галина ТИМЧЕНКО, главный редактор интернет-издания Lenta.ru
6. Не нужно навязывать журналисту тему. Если ему неинтересно что-то писать, никому не будет интересно это читать.
Сергей ПАРХОМЕНКО, бывший главный редактор журналов «Итоги», «Еженедельный журнал» и «Вокруг света»
6. Процедура подписания «в печать» должна быть именно процедурой подписания «в печать». Кликанием мышью и расставлением галочек в чек-боксах тут не обойдешься. Если журнал цветной - полосы нужно распечатать в цвете. Подписывать каждую в отдельности, хорошей ручкой, при мягком, комфортном освещении, уединившись и нацепив на нос очки. Использовать при этом самый длинный и вычурный вариант подписи (с завитушками). Рядом ставить полную дату и каждый раз добуквенно выписывать слова «В печать». Именно в этот момент отлавливаются самые страшные опечатки и обнаруживаются самые чудовищные нелепости, которые все пропустили на всех предыдущих этапах.
7. В кабинете главного редактора (а если нет кабинета - то просто поблизости от его стола) должно быть очень много стульев. Нет ничего важнее для редакционной работы, чем живая беседа живых людей. Люди должны часто собираться вместе и разговаривать. Журналистика - коллективное дело, и редакционная работа должна состоять из общения примерно на тот же процент, на какой мы состоим из воды. В эффективность «удаленных редакций», когда каждый сидит в своей конуре и все перестукиваются в Скайпе, я не верю.
З. Ы.: сразу заметно, как много я выделила о работе с текстами. И как мало - о ситуативно-человеческих моментах редакторской работы, которые составляют большую ее часть (отношения с издателем, рекламодателем, ньюсмейкерами, давление власти).
Просто я этого еще мало испытала (в качестве реда). Поэтому пока оно не кажется самым важным.
Да. И, конечно, принцип Татьяны Лысовой - тут все равно главное руководство к действию.