May 23, 2011 01:47
Дело в том, что вторая половина мая для моего любимого факультета государственного и муниципального управления знаменательна тем, что в это время студенты проходят практику. И мне от кафедры экономики города досталась практика в департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. В этом посте хотелось бы рассказать о своих впечатлениях о работе в государственном секторе.
Итак, с самого же начала мне дали ощутить всю соль бюрократической иерархии. Придя в департамент на газетном переулке, я был направлен к начальнику отделу кадров. Он перенаправил меня в управление департамента по ЗАО. Там начальник направил меня к начальнику отдела этого управления. А начальник отдела отправил меня к инспектору по определенному району. Таким образом, я скатился вниз по этой лестнице, оказавшись в итоге на самом дне.
Вообще говоря, стоит отметить, что, конечно, иерархия имеет смысл с точки зрения принципа субсидиарности. Но то, что мы видим в России, является уже не бюрократией, а бюрократизмом (ее отрицательной стороной), с которым можно и нужно бороться. При всей очевидной необходимости распределения полномочий по вертикали, также есть и необходимость сокращения числа уровней. Иначе получается что-то совсем неоправданно сложное.
Чем я занимался, так это "реализацией жилищных программ". А если конкретней, то брал личные дела из архива и обзванивал граждан с целью предложить квартиру. Звонил я людям, которые уже около 10 лет стоят в очереди на улучшение жилищных условий (преимущественно это ветераны, инвалиды и многодетные семьи). Что самое интересное, предлагал им я не их долгожданную квартиру, а лишь временное пристанище. Причем в Подольске (!). В бездотационном доме, т.е. квартира предоставлялась временно на 5 лет с возможностью пожизненного продления. Но предоставлялась она по договору коммерческого типа, и люди не имеют возможности приватизировать квартиру. Мало того, что очередникам-москвичам предлагается квартира в ПОДОЛЬСКЕ, так ещё и без приватизации. А когда помрут - то квартира, так и оставшаяся государственной, будет отдана ещё кому-нибудь. И так далее.
Поспрашивал я сотрудников управления о том, как долго вообще очередники стоят в очереди, как часто им что-нибудь дельное предлагают и т.д. Узнал, что в Москве квартир не предлагали уже очень давно. А своей очереди граждане могут ждать и больше 10 лет, да так и не дождаться. В общем-то как раз многие, кому я звонил, оказались уже мертвы. Государству облегчение.
Ну и напоследок хотел бы отметить по большей части формальную деталь. Но очень и очень, на мой взгляд, символичную. В управлении, где я работал, есть общественный туалет, в котором нет ни мыла, ни сушилки для рук, ни, простите меня, туалетной бумаги и освежителя воздуха. Зато в управлении есть ещё одна комнатка, на двери которой весит табличка "Посторонним вход запрещен" или что-то вроде того. Это туалет для сотрудников, чиновников то бишь. И вот там есть и мыло, и сушилка, и туалетная бумага, и освежитель воздуха. Все лучшее государству!
Таким образом, я решил уйти из управления на вторую неделю практики. Почитаю в уютных домашних условиях нормативные акты, регулирующие работу управления. Да вот только толку-то от них, когда в жизни все не по закону?
общество,
люди,
образование,
власть,
Россия,
госслужба,
Москва,
НИУ ВШЭ,
жизнь