Oct 18, 2009 23:45
Видит не глаз, видит разум. Сознание. Так можно считать не без повода. По сути разница в предназначении этих органов и исчерпывается понятиями "видеть" и "смотреть". Некоторое понимание пришло к нам этим летом, когда наконец-то мы смогли приобрести для себя линзы. В чём принципиальная разница с очками? Линзы органичны: они почти не чувствуются и вследствие этого являются прямым продолжением глаза. Видение сквозь них даёт абсолютно новый мир: стопроцентно знакомый, но в то же время чёткий, контрастный, конкретный. Это мир детства, когда зрение ещё не разрушено страстью к книжному знанию и отсветом мониторов. Казалось бы, зрение влияет ли на то, как ты видишь и не должно - на то, что. Казалось бы... Созерцание каждого отдельного камешка, каждого листка, каждого отдельного лица из неисчислимого потока ошеломляет. Почему? На протяжении всего нашего существования контуры этого мира постепенно размывались до наиболее нечётких форм и в то же время мы могли не замечать течения подобного процесса. *Наш разум* постепенно брал на себя новую роль, показывая нам то, что отказывались воспринимать глаза. Возможно, если мы и может думать как-то иначе, чем иные, если мы можем знать больше, именно это и стало причиной. Известно, как у людей, лишённых одних чувств, могут обостряться другие или развиваться одни способности взамен других: как, например, бывает остр слух слепых или как крепки становятся руки инвалидов-калясочников. Вполне вероятно, что то, чем мы обладаем - лишь компенсация, полученная методом таких же тренировок.
Когда мы не могли видеть всех деталей, сознание было вынуждено создавать и завершать единую картину, закрывать отсутствующее, чтобы сохранить целостность восприятия. Многие жалуются на излишнюю "абстрактность" нашего мышления. Но что, если её причина в том, что всегда мы видели не то, что было, но лишь то, что смогло обобщить наше сознание? А теперь... оно лишь пытается познать само себя. Слепым зачастую же называют не того, кто неспособен различать внешние контуры (кстати, именно так, афаик, называется одна из передач на родном тв с крайне пониженным содержанием здравого смысла), но в первую очередь того, что, даже видя их, неспособен уловить суть. Образ же незрячего мудреца вполне архетипичен, начиная с Гомера (словом "sage" в английском называют, насколько известно, не только просто мудрецов, но и сказителей).
Итак, когда прежнее, полное зрение было возвращено, мы, конечно, смогли сразу же различать множество забытых деталей, но в то же время зачастую концентрироваться на чём-то стало значительно труднее. Не потому ли, что мозг стало переполнять множество информации, которую ранее генерировал он сам, потому что стал доступен старый мир, самодостаточный и не считающий должным накладываться поверх того, что было создано после? Мелочи и подробности, в которые ранее приходилось бы всматриваться, теперь изобилуют вокруг нас, заставляя переосмысливать. Теперь, если спросить нас, видели ли мы что-либо в своей жизни глазами... или разумом, у нас вряд ли найдётся однозначный ответ. Откуда, в конце концов, нам знать, по какую сторону сетчатки находится реальность?
thoughts,
экзистенциальное