Дремлющая погибель. Люди Икс: Тёмный Феникс (Dark Phoenix). Авторские заметки

Jun 18, 2019 04:33





Пока я безуспешно борюсь с прокрастинацией в попытках закончить обширную обзорную статью о выставке E3 2019, множество фильмов проходит мимо, поэтому вернемся немного к тому, что я успел посмотреть за эти месяцы.

«Темный Феникс» далеко не так плох, как кричат из-за каждого угла и как уже признал это сам режиссер Саймон Кинберг. Да, бороться с лучшими представителями перезапуска франшизы: «Первым классом» и «Днями минувшего будущего (особенно с расширенной версией про Роуг)», «Темный Феникс» не в состоянии в силу своей локальности. Это не глобальная история про спасение мира или альтернативную интерпретацию исторических событий. Это борьба Джин Грей со своим прошлым и своей силой, дремлющей глубоко внутри нее. Профессор X не первый фильм говорил об этом открытым текстом, обращая внимание не на уродство и «недостатки» мутантов, а на уникальность, делающую их не хуже и не лучше людей.



Но теперь и тот Ксавье, которого мы знали, изменился. Многое изменилось настолько, что сама идея создания школы для людей с мутациями генов пребывает в глубоком кризисе. Команда «Людей X» (давайте на этот раз без шутки о «Женщинах X» в исполнении Мистик) уже вовсю военизированный отряд, вылетающий на особые задания в т.ч. по поручению президента США. Ксавье все больше занимается узнаваемостью и тиражируемостью бренда «X» на телевидении и печати, якобы создавая позитивный образ своего детища, параллельно упиваясь получаемой славой. Оставшиеся выпускники «Первого класса», Зверь и Мистик, все чаще задумываются, а не о спокойной ли жизни они мечтали все то время, пока сражались с общественным мнением.

На фоне такого внутреннего раскола активизируются как враги человечества (хотелось бы сказать что скруллы, но относительно непонятно, они ли это), так и демоны прошлого Джин Грей, неожиданно ставшей обладательницей невероятной по мощи силы. Отсюда и растут корни проблем фильма, разнящиеся с ожиданиями фанатов.

Мы привыкли, что есть «плохиши», есть «хорошие парни», «хорошие побеждают плохих». Но вот когда даже у хороших парней возникают червоточины, все становится куда мрачнее и реалистичнее.

Давно, признаюсь, не было столь депрессивной и выжидающей картины в стане «Людей Икс». С самых первых кадров детства Джин понимаешь, что ничего хорошего от фильма (в позитивном смысле) ждать не стоит. Авария, кровь на асфальте, потеря близких людей и одиночество - прекрасная основа для выстраивания глубокой психологической травмы, последствия которой потянутся вплоть до настоящих событий фильма. Только вот что-то все набросились на Софи Тернер, что, мол, не справилась она, не отыграла как нужно потерянного, отвергнутого и одновременно чувствующего в себе невероятные силы «монстра». С моей точки зрения, звезда «Игры Престолов» сработала замечательно. Показав и упивающуюся болью других полуулыбку, и слезы мучения совести и непонимания того, что с ней происходит, и истинную властную сторону своей силы в самом конце, она тысячу раз доказала, что ее Джин Грей совсем другая, нежели привычный образ более взрослой и «смертельной» Фамке Янссен. Чего не хватило новому «Фениксу», так это настоящей демонстрации ее бушующей стихийной силы. Полный хрономертаж нас заставляют идти по следам героев, чтобы в самом конце увидеть противостояние главы инопланетной расы и Джин, уже не сдерживаемую никакими оковами и условностями. И даже тогда ожидания были куда более серьезными по сравнению с тем, что получили в итоге.

Если отвлечься от центральной фигуры Софи, которой в фильме очень много, остальные «Люди X» проявляли себя с разной степенью успешности. Авторы в кои-то веки дали развернуться Шторм, забрав у нее арабский акцент, которым они щеголяла в «Апокалипсисе», но практически полностью лишили нас Ртути и еще одной легендарной сцены с замедлением. Дженнифер Лоуренс, явно уже слишком матерая и погрузневшая, откровенно тяготилась своей надоевшей ролью Мистик и исполнила ее в последний раз, ровно как и заявивший о покидании франшизы Макэвой. Будущее Фассбендера и его Магнето пока туманно, хотя, если исходить из заверений студии Марвел, вся франшиза прочно ляжет на полку после «Темного Феникса», то можно почти смело говорить, что через лет 5-10 мы увидим уже нового повелителя металла. Впрочем, его появление даже в этом фильме вызвало у меня вопросы, т.к. в «Апокалипсисе» была поставлена практически финальная точка его приключений.

Кто действительно разочаровал, так это Джессика Честейн и ее предводительница инопланетных оборотней. Сам введенный персонаж выглядел как сюжетные костыли, обосновывающие саму необходимость в итоговой сплоченности супергероев перед новой опасностью. Максимально невыразительная, отстраненная, откровенно бездействующая роль в совокупности с неподходящим Честейн колоритом (или режиссерским промахом) подарили мне главное разочарование фильма после его внутренней пустоты. Оставь Джессика, например, рыжую знаменитую шевелюру и покажи бурный характер, возможных сюжетных ходов могло бы быть на порядок больше. Вы только представьте, какого бы альтернативного Феникса мы могли получить! А если вспомнить сюжет комиксов и мультфильмов, где вовсю разошлась эта бестия, то все могло и закончиться куда трагичнее.

Жаль, что сюжетно фильм не так хорош, как эмоционально. Если со вторым все нормально (саспенс и потери любимых персонажей заставляют прочувствовать фильм, как того и требовалось), то с бесконечным поиском Джин как-то не задалось. Мелочность моментов забивает камнями ростки здравого смысла, заставляя думать не над тем, чему же именно служит призвание «быть Человеком Икс», а почему мы все еще наблюдаем за тем, как Джин в окровавленной рубашке и стильном кожаном пальто соперничает с Магнето, кто дольше удержит лопасти вертолета в воздухе.

Вот эти «буду/не буду», «хочу/не хочу», «должна/не должна» хоть и являются лейтмотивом фильма, но в случае с Джин выглядит как безмолвная истерика. Из-за этого «настоящий» фильм начинается только по прибытию в Нью-Йорк, а кульминация наступает на поезде, везущем мутантов, а не в самом конце. Этот момент действительно снят красиво и напряженно, но сравнивать количество, качество и, главное, ценность таких эпизодов, сравнивая с той же  «Последней битвой» (финал оригинальной трилогии), язык не поворачивается. К слову о «Последней битве»: некоторая параллель есть и с ее событиями, если четко проследить за моментом, когда Хэнк обследует Джин в школе, но появления Росомахи, ровно как и плещущего через край сексуального влечения Феникса, мы так, разумеется, и не увидим. Времена нынче пуританские (и феминистические).

Таким образом, именно по-настоящему ругать «Темного Феникса» не очень хочется, так как ценю жестокие в своей основе и мрачные истории. Его можно пожурить за излишнюю простоту и нефактурность персонажей, многие из которых лишь карикатурно напоминают себя трехлетней давности, и за достаточно разочаровывающий по своему видению подход к финалу этого перезапуска. Но есть все же в «Темном Фениксе» некая обреченность, которая не свойственна этой франшизе. Такой свежий взгляд давно был нужен, может, время было выбрано не столь подходящее, но попытка стоила того, хоть и достаточно неказистая. Да и зачем лишний раз предъявлять что-то актерскому составу, который выжал, наверное, все, что мог еще на втором фильме. Тот полет бейсбольного стадиона над Белым домом и спасение Президента вряд ли забудешь!

В самом конце хотелось бы отметить вот какой момент: пересмотрев перед премьерой все предыдущие части перезапуска, мне казалось, что я достаточно четко выстроил таймлайн вселенной после всех перемещений Логана во времени. Все было бы ничего, если бы «Темный Феникс» финальной деталью не запорол АБСОЛЮТНО все. Теперь место, куда вернулся Логан, совсем загадочно, ведь события «Дней минувшего будущего» не отменяли события «Последней битвы». Что ж, остается в очередной раз сетовать на «проработанность» сценария.

P.S. Отсылка на Нолановского «Темного рыцаря: Возрождение легенды» в самом конце более чем очевидна. Только вот эмоций в этой сцене почти нет. Одни вопросы.




the donners' company, Кино, Александра Шипп, tsg entertainment, Тай Шеридан, walt disney studios motion pictures, ego_drakonis, Софи Тёрнер, Дженнифер Лоуренс, Руслан Зырянов, note, Саймон Кинберг, Ханс Циммер, bad hat harry productions, Люди Икс: Тёмный Феникс, 20th century fox, супергеройский боевик, Николас Холт, kinberg genre, marvel entertainment, Майкл Фассбендер, Джеймс Макэвой, Джессика Честейн, Эван Питерс, dark phoenix, Коди Смит-МакФи, 2019

Previous post Next post
Up