Не ходите, дети, в Мексику гулять. Руины (The Ruins). Авторские заметки

Apr 29, 2019 04:50





Главные герои на редкость вышли очень запоминающимися и живыми. Давненько я так не переживал за судьбу молодых людей в фильмах ужасов, а пара Такер/Мэлоун вообще стала чуть ли не любимой из-за финальной сцены, но Харрингтон/Душку ("Поворот не туда") все равно лучше

Наконец я вернулся к моим любимым хоррорам. Раз уж сам великий и ужасный Стивен Кинг внес этот фильм в список любимых, то грех было не ознакомиться с творением доселе неизвестного мне Картера Смита, еще один фильм которого в дальнейшем тоже собираюсь посмотреть.

«Руины» - блестящий наследник внутренне безвыходных картин, в которых особое место уделяется депрессии и психологическим решающим моментам, а не только эффектным попыткам выбраться из искусственного или рукотворного заточения/плена. Наиболее близким по духу можно было бы назвать первый «Спуск», но и там угроза была более осязаемой и понятной в поведении при всем ужасе положения героинь.

Завязка близка к классической, не так уж и давно я «Туристас» обозревал, чтобы забывать штампы: группа туристов из четырех человек (две подруги и их парни) отдыхают в солнечной Мексике и нежатся круглые сутки около бассейнов и океанов. Во время одного из таких беззаботных дней они знакомятся с немцем Матиасом, брат-археолог которого обнаружил не так далеко древнюю пирамиду майа. Недолго думая, друзья решают разнообразить свой досуг и прикоснуться к культуре центральной Америки.



Но вот загвоздка: карта, которую через друзей греков получает Матиас, ведет в какое-то совсем «секретное» место, в которое местный таксист соглашается отвезти туристов только после вида денег. Да и сама тропа как-то странно скрыта от глаз посторонних, словно кто-то специально не хочет, чтобы это место вообще посещали. Несмотря на странные предзнаменования (чур не «Пункт назначения» и брошенный несколько дней автомобиль брата нового друга не наводит на мрачные мысли) Джефф, Эми, Эрик, Стейси, Матиас и Димитриос добираются до загадочной пирамиды, поросшей от древности растениями.

Как только наши герои достигают каменного сооружения, появляются местные и явно дают понять, что больше не отпустят никого живым, беря в живое кольцо местность вокруг пирамиды. Вопросов становится только больше, а положение из «не предвещающего ничего плохого» превращается в «ужасающее». Запасы еды и воды ограничены, лагерь брата Матиаса на вершине постройки находится в запустении, а в глубине самой пирамиды притаилось «нечто» и выжидает, когда люди начнут совершать свои первые неверные шаги...

«Руины» не совсем классический по своему наполнению фильм ужасов. Угроза здесь идет не от чего-то конкретного (хотя она есть), не от условных бандитов или каннибалов, а от отчаянного эмоционального опустошения группы, где каждое новое действие требует не только выдержки и силы духа, но и сохранения разума. Явный нерв и мрачное осознание наступившего конца (да, да, уже в первой трети фильма) делает просмотр невероятно тяжелым и тягучим. Не то, чтобы картина совсем обходилась без событий и сосредотачивалась на вот этом смирении со смертью, но каждая из этих action-точек наполняется с каждым новым витком все большей и большей болью, которая предельно натуралистично выражается в полученных увечьях и ранах героев (смотрите unrated версию, там и концовка раскрывается несколько по-иному и диалоги/раскрывающиеся детали более жесткие).

Объективно судить относительно логичности поступков мне очень сложно из-за явной сложившейся симпатии к персонажам «Руин». Такой камерный, до ужасного простой и правильный рецепт скорее эффективного, нежели эффектного кино, не может не импонировать ценителям жанра, мечтающим найти на этой ниве что-то действительно стоящее. Тем не менее стоит обратиться перво-наперво к эмоциональному фону туристов и толике невезения из-за которой, если абстрагироваться от самого факта изолирования на вершине пирамиды, пришлось форсировать собственную смерть. Второе - чистая прихоть режиссера, нашедшего в лебедке и канате повод для генератора случайных событий, а вот первое - аргумент серьезный (Вы посмотрите, как две девушки справлялись с подъемом наверх человека с переломом позвоночника - давно я так не морщился от тупости происходящего).

Вообще весь этот спуск на дно пирамиды и многочисленный подъем на нее же сродни собственноручно вызываемой асфиксии: если Вы уж спускаетесь в первый раз за мобильником, будьте добры все же найти его, а не забыть напрочь про цель спуска после определенных обстоятельств. Да и общая безвольность в борьбе с [угрозой]древним хищным растением несколько удивляет... Огонь, ножи, элементарная, внимание, расторопность и бдение у ложа раненого. Многое из совершенного было мной непонято, но вот когда дело дошло до настоящей крови, здесь поступки героев вызывали уже любопытство и заметное сочувствие. К концу действительно начинаешь понимать, какой ценой дается сохранение не только своей жизни, но и всех вокруг, на пороге ада.

На финальных титрах все же спрашиваешь себя: «А был ли какой-то иной выход у ребят?». Не из разряда «не ехать туда», а вполне себе адекватный и непритязательный. К счастью для авторов, многое продумано очень хорошо. Границы дозволенного в фильме видны «от» и «до», чтобы разграничивать невероятное от суровой реальности. Причем они такие прозрачные, что «Руины» могли бы стать почти «Кубом» по своему минимализму и правилам. Но никто извне не приходит и не говорит, что Вы прошли этот «тест». Наоборот, вокруг лишь вечная тишина, ночные костры индейцев и четкое ощущение от того, что под кожей ползает что-то противное и медленно убивает тебя...

«Руины» покоряют своей искренней жаждой жизни и по-взрослому трезвыми решениями, на которые пойдет далеко не каждый. Персонажи по-настоящему не знают, как выбраться из этой ситуации, успокаивают друг друга и развивают нарастающий конфликт-противоречие, трансформирующийся даже в нечто большее и сложное. Стойкое ощущение неизбежного конца и серьезный драматизм превращает этот фильм в особую главу моего киноопыта. Может, не такую сильную и меняющую мировоззрение, как те же «Мученицы», но определенно что-то задевающую в глубине души.





Руины, Кино, Грэм Ревелл, 2008, ego_drakonis, Лаура Рэмси, Руслан Зырянов, Картер Смит, note, Шон Эшмор, Джена Мэлоун, Джонатан Такер, Джо Андерсон, spyglass entertainment, dreamworks, Ужасы, red hour films

Previous post Next post
Up