С каждым разом, когда выходит очередной спин-офф «Астрала» или «Заклятия», мне все сложнее и сложнее подбирать нужные слова, чтобы хоть как-то выделить один невнятный проект на фоне другого. Как я и предрекал, «Проклятие монахини», попав не в руки Джеймса Вана, сохраняет лишь формальное отношение к знаковым достижениям двух фильмов в этой же вселенной. Для галочки и всех непосвященных фильм уточняет, что, мол, есть такие люди - Эд и Лоррейн Уоррены, которые посвятили свою жизнь расследованию неклассических для церкви случаев и которые в одном из своих дел имели дело с облаченным в монашеское одеяние демоном Валаком. Нечистый дух появлялся на пути супружеской четы экстрасенсов не просто так, и детали такого поведения следует искать в данном фильме.
Эти толстенные белые нити, которые видно с МКС, появятся еще раз в самом финале, воедино соединяя полотно повествования с первым «Заклятием», но тогда не совсем понятно, к чему было анонсировать до выхода данной ленты ее сиквел... Неужели народу мало такого червивого хлеба и второсортных зрелищ? Впрочем, если возвращаться к «Проклятию монахини», фильм послужил чисто филлерной интерпретацией генезиса того самого Валака, который счастливого завершился на 7-8 минуте фильма. И это не шутка - я на самом деле думал по трейлеру, что фильм обратится к тем бородатым годам, когда Лоррейн еще была монахиней румынского аббатства, столкнувшейся со страшной тайной древнего замка. Каково же было мое удивление, когда Валак мгновенно стал самим собой без непосредственного участия каких бы то ни было персонажей, фигурирующих в основных событиях историй.
Молодая же и прогрессивная (по меркам закостенелых взглядов католиков) Лоррейн в сопровождении отца Бёрка, которого нанимает непосредственно Ватикан, отправляются в аббатство Сент-Карта лишь с единственной миссией - засвидетельствовать, что святое место уже не является таковым. Для этого они нанимают себе в проводники местного жителя Френчи, который первым обнаружил, что с аббатством что-то не так, когда увидел свисающее на веревке перед главным входом тело монахини.
Все дальнейшие события фильма напоминают мне страшный сон: тягучие преследования призраков из прошлого героев, возведенная в абсолют темнота, от которой едва ли спасает даже фонарь или факел, и целая уйма клише, начиная с отражений в зеркалах и заканчивая хрустом сломанной шеи жертвы, в которую вселилось нечто не от мира сего. Набор абсолютно пресных мотиваций вкупе с дословным разжевыванием и так прямой как игла сюжетной линии делают фильм «никаким»: скучным, однообразным и вялым. Он не может толком напугать (единственный работающий «бу-момент» показали в трейлере), не может связно что-то поведать хотя бы фанатам оригинала (почти ни слова расшифровки после упоминания Лоррейн видений, в которых фигурирует фраза «Мария укажет путь») и не хочет даже постараться приблизиться к формуле, которая уже 100 лет с успехом работает в фильмах ужасов.
Как это было в «Заклятии»: герои знакомились с «проблемной семьей», вникали в ее проблемы, показывали необходимые для эмпатии черты характера и только потом приступали к выяснению причин. «Проклятие монахини» представляет несколько другой вид удовольствия (постфактумный, а не процессный), но от этого не должен был отходить от общих правил, чтобы понравиться зрителю. Знакомства с героями выходят посредственными и поверхностными, их поведение максимально предсказуемо, а юмор, который мог хоть что-то разбавить в этом унылом болоте, держится на одном единственном персонаже. Понятное дело, что ни качественно, ни количественно этого не хватает на весь хронометраж.
Если Вы думаете, что хотя бы сюжет в этом фильме из-за своей простоты обходится без костылей, то также сильно ошибаетесь: такого наплевательского отношения к первоисточнику нужно было еще поискать. Личностную борьбу с одержимостью и потусторонним, где нет деления на черное и белое, очевидное и неочевидное, превратили в помотив Дэна Брауна, где фигурируют Врата Ада, потревоженные бомбардировкой во времена Второй мировой, бравые крестоносцы предъявившие права на древний особняк, в котором приносились жертвоприношения Дьяволу, и Реликвия с кровью Спасителя. Этот набор элементов может быть чем угодно, но не частью «Заклятия».
Единственные, кто старались придать этому ширпотребу приличный вид, это художники по визуальному ряду, костюмам и оператор. Первые неплохо воссоздали церковный антураж и монашеские облачения, второй довольно часто находил удачные ракурсы и нестандартные решения (сцена с задуванием свечи как в 80-ых особенно порадовала). К несчастью, без проблем у него тоже не обошлось: в поисках удобных положений, где не было бы так темно и однотипно, приходилось часто менять ракурсы, что плохо отразилось на монтаже: рваные погони наблюдать было отвратительно. За актерами, впрочем, тоже: Таисса Фармига была слишком угловатой, скованной и зажатой, без показа смазливого лица также не обошлось. Про игру Йонаса Блоке и Демиана Бичира вообще сложно говорить. Если Падре весь фильм прохлаждался то в гробу, то в главном зале аббатства, пытаясь найти проход к Вратам, то Френчи исполнял недошута-недолюбовника-недогероя, который попытался и с совестью остаться в ладах, и о собственной безопасности не забыть... Такое бесформенное нечто, которое и путешественник, но осел в глубинке, и рыцарь на белом коне, что знает об опасности и проклятиях, но забывает о них, когда приходит в кабак.
Ну и логические и прочие ошибки ленты, куда без них родимых. Для примера приведу несколько:
1. «Мария укажет путь» не только не раскрыта как нужно (предыстория), но и вообще тянет за собой череду ляпов. Услышав про это в разговоре с Лоррейн, Бёрк напрягается и рассказывает про обряд экзорцизма, проводимого над мальчиком во времена войны. История, может быть, и символичная, но как она связана с предыдущими словами главной героини - абсолютная загадка. 2. Монахини-видения противоречат друг другу даже после смерти. Казалось бы, цель у них общая, но методы абсолютно противоречащие. Если это марионетки Валака, тогда почему они помогают Лоррейн, если же нет, в чем смысл препятствовать расследованиям героев? Речи о вечном забытии не идет, Валак рвется на свободу, а не уничтожает прочие души, к чему все это?
3. Особенности перевода. Самый яркий момент с «чудом». Френчи, увидев несвертывающуюся на ступеньках аббатства кровь, которая находится там почти неделю, называет это противоположностью чуда. Смотрим в словари - находим «обыденность». Если в высказывании имелась именно божественная составляющая чуда и ее дьявольская противоположность (или проклятие на крайний случай), тогда и переводить нужно было соответствующим образом.
4. Съемочный процесс. Без лишних слов. Покажу все на кадрах. Из того, что Вам нужно знать о сцене - ворота во внутренний двор закрылись перед отцом Бёрком часа два назад.
Ворота закрыты
Ворота открыты, но герой считает, что не подходит по уровню на той локации, и идет в обход по карте
Подвести какой-то позитивный итог не получится. Фильм вторичен, а иногда и третичен во всем, в чем может. Ему не удалось создать необходимую атмосферу, не удалось показать трагедию аббатства (зритель видит лишь вечно пустые коридоры без иллюзии жизни), не удалось завлечь в музыкальном и визуальном плане, не удалось рассказать хоть сколько-нибудь интересную историю, не удалось расположить актеров на шахматной доске так, чтобы это было похоже на шахматную партию, а не на шашки. Валака много, но он не страшный, фильма много, но он пустой до безобразия, денег много, а таланта нет.