Опять за работу. Суперсемейка 2 (The Incredibles 2). Авторские заметки

Nov 09, 2018 04:48





Нынче супергеройство вне закона, поэтому стоит немного посупергероить, чтобы показать, как оно важно для общества!

Перед просмотром второй части «Суперсемейки» думалось, что откровенно нового ничего увидеть так и не удастся. Опасения подтвердились лишь отчасти. Первый фильм спекулирует на тематике семейного благополучия куда больше, чем его младший брат. «Суперсемейка 2» несколько отодвигает на второй план внутренние неурядицы, оставляя все заботы о детях на мистере Исключительном, в то время как его жена - миссис Эластика - концентрируется на общественных проблемах города.



Естественно, что и там, и там постепенно начинают зреть проблемы. Социум негодует: деятельность супергероев ставит под угрозу общественный порядок и приносит куда большие разрушения и убытки, чем в случае, если бы они не вмешивались в борьбу с организованной и не очень преступностью (чувствуете запах «Гражданской войны» от Marvel?). Но есть еще социально-активные граждане (в нашем случае миллионеры), готовые пойти на все, чтобы вернуть светлое имя супергероям. Для этого нужно создать нужный имидж - максимально эффективный при минимуме разрушений. На эту роль как раз прекрасно подходит Хелен, а Боб вынужден оставаться дома, чтобы в будущем была вновь возможность заниматься любимым делом и только во вторую очередь надежно прикрыть тыл жены (именно во вторую, герой этого и не скрывает, хотя в душе все же считает себя «лучше» жены. Ах, эта гордость!).

Однако справиться с тремя неугомонными детьми - та еще задача. У одного вечно задачи по алгебре, вторая неудачно сходила на свидание, а у младшенького Джек-Джека вдруг прорезалась не одна, не две, а целая куча сверхспособностей, с которой нужно срочно что-то сделать! Не обязанности по дому, а совершение подвига, ей Богу! Так еще и жена в скором времени начинает вести сложную и далеко не такую победно-очевидную битву с таинственным Экранотираном, гипнотизирующим население города с помощью экранов.

Тут и начинает проявляться главный недостаток мультфильма - его заведомая предсказуемость. Понятно, что поучительность Pixar не позволит поставить «Суперсемейку» на рельсы нестандартного кино, поэтому проблемы отцовства потихоньку начинают решаться с помощью друзей и самих детей, когда те видят, сколько старания Боб прилагает, чтобы поспеть везде и сразу; главная угроза города (злодей) читается с первого взгляда на совершаемые им деяния и используемые гаджеты, а новый виток становления семьи, как и в прошлый раз, раскручивается, когда все ее члены заняты каким-то общим делом.

Может, Вы были удивлены, когда Эластика перешла под контроль Экранотирана? Нисколько, цвет костюма и его фактура (змеиная, по словам Хелен) сменилась в самом начале, а это уже само по себе сигнализирует, словно светофор, о будущей трансформации. Может, обрадовались свежей тематике равенства возможностей и полов. Ох, Голливуд, старая пластинка!

Прибавьте к этому красивую, даже и не спорю, но ограниченную и пустоватую по современным меркам экранную стилистику, повторяемость определенных моментов из первой части и удовольствие от просмотра постепенно начинает падать.

Другое дело, если многого от «Суперсемейки 2» и не ждешь, то начинаешь наслаждаться обычными моментами и забываешь о недостатках: битвой Джек-Джека с енотом, постоянными недосыпами Боба, способностями неугомонного малыша да и вообще авторским воплощением современного поколения супергероев: Пустоты, Кирпича, Электрикса и прочих.

Особенно ко второй части становится заметно, что «Суперсемейка» больше пародийное кино в отношении всяких суперсил. То тут, то там примечаешь карикатуры на героев комиксов, а иногда даже находишь прямые отсылки к поп культуре (маска Бейна и название города - к «Бэтмену», образ агента Рика Дикера и стиратель памяти - к «Людям в черном», стилистика таймера при захвате Экранотирана Эластикой - к часам дивергенции из «Врат Штейна» и т.п.).

В поисках того, что я мог случайно упустить из вида, случайно наткнулся на одном из форумов на довольно любопытное высказывание одного пользователя (авторская пунктуация и орфография сохранены):

Nokiandr: «... главный отрицательный персонаж - Экранотиран, как ни странно, оказывается более моральным и говорит умные вещи: «Вам, безмозглым болванам, нужны супергерои, потому что вы хотите заменить настоящую жизнь симуляцией. Вы не разговариваете друг с другом, а смотрите ток-шоу. Вы не играете в игры, а смотрите телеигры. Путешествия, любовь, риск - всё ценное, что есть в жизни, должно подаваться в знакомой упаковке, чтобы вы смотрели на это на экране. Вы не хотите думать о чём-то неприятном, хотите оставаться пассивными ненасытными потребителями, которым лень подняться с дивана, как следует поработать и начать жить полной жизнью...». Однако, в мультфильме умышленно искажается мораль Экранотирана. Ведь, хитрым корпорациям нужны тупые люди, которые смотрят зомбо-ящик, и в таком стиле воспитывают детей такими мультфильмами, выдавая правильные вещи устами антагониста, чтобы у детей возникли сомнения насчет их правильности».

И действительно - политический и идеологический лоббизм в мультфильме надиктовывается прямым текстом. Важное подписание договоров лидерами стран на дорогущей яхте - все у телеэкранов. Ток-шоу с супергероем - все у экранов. Супергерой спас мир - все на улицах с его плакатом, и только маленькая робкая девочка может робко напомнить, что реальные проблемы лежат глубже, чем борьба общества с невидимым врагом. Четвертая власть давным-давно обрела мощнейшую поддержку в лице полпредов по делам человека, мэров городов и прочих влиятельных персон, на что так колко и обращает внимание Pixar. Конечно, есть доля правды и в том, что реальное положение дел, звучащее с экранов, заглушается все новыми и новыми призывами к иному роду деятельности. В рамках «Суперсемейки» - слишком сложное представление о пассивности нации более простым «супергерои всех спасут». Грустно, что в таких условиях человек так никогда и не способен по-настоящему оценить собственную ограниченность, радуясь, что ему в очередной раз дали выбрать один из двух вариантов.

Впрочем, «Суперсемейка 2» не совсем о грустном. Как я уже говорил, она о семье, о преодолении барьеров, о познании себя как личности, о дружбе и мире. Очень простая, очень добрая и почти несложная история. Речи сестры миллионера, Эвелин, на этом фоне выглядят слишком чужими, гостями из другого мира, в котором нет суперзлодеев и героев, которые им противостоят. Да и вообще есть какие-то тонкие параллели между ней и знаменитым многим по «Сорвиголове» Уилсоном Фиском: цепкий ум, хватающийся за несовершенства мира, огромная куча денег и связей, страхующая ее от последствий и собственная идея установления справедливости, которая далека от извращенной при ближайшем рассмотрении.

Абсолютно не удивлюсь, если будет дан зеленый свет на разработку третьей части франшизы, если только этого уже не состоялось, и без особых ожиданий посмотрю и ее. Получу дежурную порцию анимации и останусь доволен. Как потребитель.



Семейный, София Буш, 2018, Хак Милнер, Суперсемейка 2, Сэмюэл Л. Джексон, Сара Вауэлл, Холли Хантер, Майкл Джаккино, ego_drakonis, Шпионы, Руслан Зырянов, Кэтрин Кинер, the incredibles 2, Мультфильм, pixar animation studios, Крэйг Т. Нельсон, Боб Оденкерк, Сиквел, супергеройский боевик, walt disney pictures, Фил Ламарр, Приключения, Джон Ратценбергер, Пол Эйдинг, Комедия, Брэд Бёрд

Previous post Next post
Up