Нынче супергеройство вне закона, поэтому стоит немного посупергероить, чтобы показать, как оно важно для общества!
Перед просмотром второй части «Суперсемейки» думалось, что откровенно нового ничего увидеть так и не удастся. Опасения подтвердились лишь отчасти.
Первый фильм спекулирует на тематике семейного благополучия куда больше, чем его младший брат. «Суперсемейка 2» несколько отодвигает на второй план внутренние неурядицы, оставляя все заботы о детях на мистере Исключительном, в то время как его жена - миссис Эластика - концентрируется на общественных проблемах города.
Естественно, что и там, и там постепенно начинают зреть проблемы. Социум негодует: деятельность супергероев ставит под угрозу общественный порядок и приносит куда большие разрушения и убытки, чем в случае, если бы они не вмешивались в борьбу с организованной и не очень преступностью (чувствуете запах «Гражданской войны» от Marvel?). Но есть еще социально-активные граждане (в нашем случае миллионеры), готовые пойти на все, чтобы вернуть светлое имя супергероям. Для этого нужно создать нужный имидж - максимально эффективный при минимуме разрушений. На эту роль как раз прекрасно подходит Хелен, а Боб вынужден оставаться дома, чтобы в будущем была вновь возможность заниматься любимым делом и только во вторую очередь надежно прикрыть тыл жены (именно во вторую, герой этого и не скрывает, хотя в душе все же считает себя «лучше» жены. Ах, эта гордость!).
Однако справиться с тремя неугомонными детьми - та еще задача. У одного вечно задачи по алгебре, вторая неудачно сходила на свидание, а у младшенького Джек-Джека вдруг прорезалась не одна, не две, а целая куча сверхспособностей, с которой нужно срочно что-то сделать! Не обязанности по дому, а совершение подвига, ей Богу! Так еще и жена в скором времени начинает вести сложную и далеко не такую победно-очевидную битву с таинственным Экранотираном, гипнотизирующим население города с помощью экранов.
Тут и начинает проявляться главный недостаток мультфильма - его заведомая предсказуемость. Понятно, что поучительность Pixar не позволит поставить «Суперсемейку» на рельсы нестандартного кино, поэтому проблемы отцовства потихоньку начинают решаться с помощью друзей и самих детей, когда те видят, сколько старания Боб прилагает, чтобы поспеть везде и сразу; главная угроза города (злодей) читается с первого взгляда на совершаемые им деяния и используемые гаджеты, а новый виток становления семьи, как и в прошлый раз, раскручивается, когда все ее члены заняты каким-то общим делом.
Может, Вы были удивлены, когда Эластика перешла под контроль Экранотирана? Нисколько, цвет костюма и его фактура (змеиная, по словам Хелен) сменилась в самом начале, а это уже само по себе сигнализирует, словно светофор, о будущей трансформации. Может, обрадовались свежей тематике равенства возможностей и полов. Ох, Голливуд, старая пластинка!
Прибавьте к этому красивую, даже и не спорю, но ограниченную и пустоватую по современным меркам экранную стилистику, повторяемость определенных моментов из первой части и удовольствие от просмотра постепенно начинает падать.
Другое дело, если многого от «Суперсемейки 2» и не ждешь, то начинаешь наслаждаться обычными моментами и забываешь о недостатках: битвой Джек-Джека с енотом, постоянными недосыпами Боба, способностями неугомонного малыша да и вообще авторским воплощением современного поколения супергероев: Пустоты, Кирпича, Электрикса и прочих.
Особенно ко второй части становится заметно, что «Суперсемейка» больше пародийное кино в отношении всяких суперсил. То тут, то там примечаешь карикатуры на героев комиксов, а иногда даже находишь прямые отсылки к поп культуре (маска Бейна и название города - к «Бэтмену», образ агента Рика Дикера и стиратель памяти - к «Людям в черном», стилистика таймера при захвате Экранотирана Эластикой - к часам дивергенции из «Врат Штейна» и т.п.).
В поисках того, что я мог случайно упустить из вида, случайно наткнулся на одном из форумов на довольно любопытное высказывание одного пользователя (авторская пунктуация и орфография сохранены):
Nokiandr: «... главный отрицательный персонаж - Экранотиран, как ни странно, оказывается более моральным и говорит умные вещи: «Вам, безмозглым болванам, нужны супергерои, потому что вы хотите заменить настоящую жизнь симуляцией. Вы не разговариваете друг с другом, а смотрите ток-шоу. Вы не играете в игры, а смотрите телеигры. Путешествия, любовь, риск - всё ценное, что есть в жизни, должно подаваться в знакомой упаковке, чтобы вы смотрели на это на экране. Вы не хотите думать о чём-то неприятном, хотите оставаться пассивными ненасытными потребителями, которым лень подняться с дивана, как следует поработать и начать жить полной жизнью...». Однако, в мультфильме умышленно искажается мораль Экранотирана. Ведь, хитрым корпорациям нужны тупые люди, которые смотрят зомбо-ящик, и в таком стиле воспитывают детей такими мультфильмами, выдавая правильные вещи устами антагониста, чтобы у детей возникли сомнения насчет их правильности».
И действительно - политический и идеологический лоббизм в мультфильме надиктовывается прямым текстом. Важное подписание договоров лидерами стран на дорогущей яхте - все у телеэкранов. Ток-шоу с супергероем - все у экранов. Супергерой спас мир - все на улицах с его плакатом, и только маленькая робкая девочка может робко напомнить, что реальные проблемы лежат глубже, чем борьба общества с невидимым врагом. Четвертая власть давным-давно обрела мощнейшую поддержку в лице полпредов по делам человека, мэров городов и прочих влиятельных персон, на что так колко и обращает внимание Pixar. Конечно, есть доля правды и в том, что реальное положение дел, звучащее с экранов, заглушается все новыми и новыми призывами к иному роду деятельности. В рамках «Суперсемейки» - слишком сложное представление о пассивности нации более простым «супергерои всех спасут». Грустно, что в таких условиях человек так никогда и не способен по-настоящему оценить собственную ограниченность, радуясь, что ему в очередной раз дали выбрать один из двух вариантов.
Впрочем, «Суперсемейка 2» не совсем о грустном. Как я уже говорил, она о семье, о преодолении барьеров, о познании себя как личности, о дружбе и мире. Очень простая, очень добрая и почти несложная история. Речи сестры миллионера, Эвелин, на этом фоне выглядят слишком чужими, гостями из другого мира, в котором нет суперзлодеев и героев, которые им противостоят. Да и вообще есть какие-то тонкие параллели между ней и знаменитым многим по «Сорвиголове» Уилсоном Фиском: цепкий ум, хватающийся за несовершенства мира, огромная куча денег и связей, страхующая ее от последствий и собственная идея установления справедливости, которая далека от извращенной при ближайшем рассмотрении.
Абсолютно не удивлюсь, если будет дан зеленый свет на разработку третьей части франшизы, если только этого уже не состоялось, и без особых ожиданий посмотрю и ее. Получу дежурную порцию анимации и останусь доволен. Как потребитель.